Форум » ...И языка несвязный лепет » Сладкий мед английской поэзии » Ответить

Сладкий мед английской поэзии

Джеймс Монмут: Поскольку в игре у нас присутствует поэт (одна штука), грех не завести такую тему. Милорда Рочестера просим, просим... Да и другим не возбраняется.

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Джеймс Монмут: Первый пост с меня. И сразу анахронизм. Но что поделать, наша замечательная и блестящая эпоха, на мой взгляд, перекликается с таким истинно английским жанром как лимерик. Мое первое верноподданическое посвящение Его Величеству. Известно, что король не был красив на лицо, однако это искупалось обаянием и замечательным чувством юмора. As a beauty I'm not a great star, There are ohters more handsome by far, But my face, I don't mind it, For I am behind it — 'Tis the folks in the front that I jar. Я красой не блистал никогда, Я не роза, скорей лебеда. Это мне не обидно — Мне себя ведь не видно. Вот для встречных так, правда, беда. [pre2]Энтони Юэр (перевод М. Лорие)[/pre2]

Джон Рочестер: Продолжу своим каноническим: Here lies our Sovereign Lord the King, Whose word no man relies on, Who never said a foolish thing, Nor ever did a wise one. Почиет здесь верховный повелитель, Обещаний безответственный даритель. Он глупостей не изрекал, Но и умно не поступал.

Джон Рочестер: Прекрасное стихотворение Джона Донна "Канонизация" Молчи, не смей чернить мою любовь! А там злорадствуй, коли есть о чем, Грози подагрой и параличом, О рухнувших надеждах пустословь; Богатства и чины приобретай, Жди милостей, ходы изобретай, Трись при дворе, монарший взгляд лови Иль на монетах профиль созерцай; А нас оставь любви. Увы! кому во зло моя любовь? Или от вздохов тонут корабли? Слезами затопило полземли? Весна от горя не наступит вновь? От лихорадки, может быть, моей Чумные списки сделались длинней? Бойцы не отшвырнут мечи свои, Лжецы не бросят кляузных затей Из-за моей любви. С чем хочешь, нашу сравнивай любовь; Скажи: она, как свечка, коротка, И участь однодневки-мотылька В пророчествах своих нам уготовь. Да, мы сгорим дотла, но не умрем, Как Феникс, мы восстанем над огнем! Теперь одним нас именем зови - Ведь стали мы единым существом Благодаря любви.


Джеймс Монмут: Если кого заинтересовал пресловутый стих Рочестера про собак, то вот он. Прошу не судить строго, поскольку граф был сильно пьян, когда сочинял, а герцог пьян не меньше, когда записывал К чему дарить тебе шелка и россыпь жемчугов, коль тварь зубастая милей в сто крат любых цветов. Вся нежность и любовь твои тому даны в залог, что скопище дурных манер и нечистот мешок. Иной вариант К чему тебе шелка и россыпь жемчугов, Коль тварь зубастую ты холишь, как цветок, Любовь твоя тому дана в залог, Кто клад дурных манер и нечистот мешок.

Джон Рочестер: Вдали тебя зачахну здесь. Не спрашивай, когда вернусь. И без того извелся весь: Дневная марь, ночная гнусь. Тебя, любимая, бегу - И сердце рвется на куски; И воспаление в мозгу - Плод фантастической тоски. Но пусть никак не одолеть Мир морока и мишуры, К тебе вернусь я умреть В благословенные шатры. А может выпасть худший жребий: К тебе дороги не найду И, умерев, найдусь не в небе, Но там же, где и жил, - в аду.

Джеймс Монмут: Не совсем тот Уилмот (вернее совсем не), но настроение под стать Я, медленно снимая маску, Безжалостно сдираю кожу... Мне Мир - Театр, я верю в сказку, С веками становясь моложе... Я - сумасшедший, ненормальный, Я не такой , как все - увы.... В алькове, как в исповедальне, Я допишу конец главы.... Амбра и мускус...мимоходом.... Я был здесь....слышите - Я ЖИЛ! Я пил вино и - редко- воду... Мечтал, смеялся и грешил... Конечно, Истина - не в этом, Но - цель ясна и даль чиста.... Согласно купленным билетам Придется занимать места. Взято отсюда

Джон Рочестер: Насколько мне известно, не мое :)

Джеймс Монмут: Роберт Бернс ...люди избранного круга Не терпят тихого досуга. Томит их немочь, вялость, лень. Бесцветным кажется им день, А ночь - томительной и длинной, Хоть для тревоги нет причины. Не веселит их светский бал, Ни маскарад, ни карнавал, Ни скачка бешеным галопом По людным улицам и тропам. Все напоказ, чтоб видел свет, А для души отрады нет! Кто проиграл в турнире партий, Находит вкус в другом азарте - В ночной разнузданной гульбе. А днем им всем не по себе. А наши леди!.. Сбившись в кучку, Они, друг дружку взяв под ручку, Ведут душевный разговор... Принять их можно за сестер. Но эти милые особы Полны такой взаимной злобы, Что если б высказались вслух, Затмить могли чертей и шлюх. За чайной чашечкой в гостиной Они глотают яд змеиный. Потом усевшись за столы, Играют до рассветной мглы В картишки - в чертовы картинки. Плутуют нагло, как на рынке, На карту ставят весь доход Крестьянина за целый год, Чтобы спустить в одно мгновенье... Бывают, правда, исключенья - Без исключений правил нет, - Но так устроен высший свет...

Джеймс Монмут: Sir Walter Raleigh (1552-1618) EVEN SUCH IS TIME Even such is time, that takes on trust Our youth, our joys, our all we have, And pays us but with earth and dust ; Who, in the dark and silent grave, When we have wandered all our ways, Shuts up the story of our days ; But from this earth, this grave, this dust My God shall raise me up, I trust ! Сэр Уолтер Рэли 1552-1618 Бывают дни Бывают дни, и веришь снова, Что молод, весел, полон сил: Расплата ждёт - земля готова, Когда в тиши и тьме могил, Пройдя по жизни все пути, Покой мы сможем обрести. Но от земли, могилы, тлена, Взлечу я к Богу непременно.

Джеймс Монмут: Уильям Блейк В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка. Если птица в клетке тесной — Меркнет в гневе свод небесный. Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна. Дело рук — топор и плуг, Но рукам не сделать рук. Лукавый спрашивать горазд, А сам ответа вам не даст. Сильнейший яд — в венке лавровом, Которым Цезарь коронован. Литая сталь вооруженья — Людского рода униженье. Где золотом чистейшей пробы Украсят плуг, не станет злобы. Там, где в почете честный труд, Искусства мирные цветут. Солнце, знай оно сомненья, Не светило б и мгновенья. Не грех, коль нас волнуют страсти, Но худо быть у них во власти. Для всей страны равно тлетворны Публичный дом и дом игорный. Крик проститутки в час ночной Висит проклятьем над страной. Игрушкам детства — свой черед, А зрелый опыт — поздний плод.

Джеймс Монмут: Джон Уилмот, граф Рочестер в переводе Якова Фельдмана The Maidenhead Have you not in a chimney seen A sullen faggot wet and green, How coyly it received the heat, And at both ends does fume and sweat? So goes it with the harmless maid When first upon her back she’s laid: But the well-experienced dame, Cracks and rejoices in the flame. Трещит в костре столетний сук На зависть молодым - Младых ветвей зелёный пук Пускает едкий дым. Вот так и девушка в любви Читает по складам. И я за это "виз-а-ви" Предпочитаю дам! Impromptu on Charles II другой вариант перевода, чем был выложен ранее самим графом God bless our good and gracious King, Whose promise none relies on; Who never said a foolish thing, Nor ever did a wise one. Наш самодержец очень мил, Всегда вперёд глядел он. Он глупого не говорил, А умного не делал. Against constancy Tell me no more of constancy, The frivilous pretense Of cold age, narrow jealousy Disease, and want of sense. Let duller fools, on whom kind chance Sonme easy heart has thrown, Despairing higher to advance, Be kind to one alone. Old men and weak, whose idle flame Their own defects discovers, Since changing can but spread their shame, Ought to be constant lovers. But we, whose hearts do justly swell With no vainglorious pride, Who know how we in love excel, Long to be often tried. Then bring my bath, and strew my bed, As each kind night returns; I'll change a mistress till I'm dead And fate change me to worms. Не говори мне, что любовь Желает постоянства - Я с детских лет не выношу Закрытого пространства. Счастливый случай дураку Открыл чужое сердце - Конечно, побоится он На сторону отвлечься. Больной старик, чей пламень слаб, Мутить не станет воду, Чтобы себя не подставлять Досужему народу. Но храбрым воинам любви Сопутствуют успехи. И неразумно запирать Таланты в человеке. Когда сердца вспухают в такт Не ради тщетной славы, То в соразмерной красоте Они, конечно правы. Так постели же мне постель - Я твой сегодня первый! Пока под каменной плитой Меня не съели черви.

Генри Киллигрю: Эдмунд Уоллер К мистеру Киллигрю, по случаю превращения им своей пьесы «Пандора» из трагедии в комедию, из-за того, что ее не одобрили для сцены. Сэр, лучше б вы развили в нас талант Судить как должно ранний вариант; Вы обязали нас, явив пример Ума, менять не пьесу, а партер; Так соловей один поет всю ночь, Ведь от других он птиц унесся прочь, А галка, во всю глотку что орет, Вокруг себя сбирает тот же сброд; Так и поэт, что для толпы творит, Придать творенью должен грубый вид; Толпе поймать ту мысль нелегко, Что воспаряет слишком высоко. Edmund Waller To Mr Killigrew, Upon His Altering His Play, 'Pandora,' From a Tragedy Into a Comedy, Because Not Approved On The Stage. Sir, you should rather teach our age the way Of judging well, than thus have changed your play; You had obliged us by employing wit, Not to reform Pandora, but the pit; For as the nightingale, without the throng Of other birds, alone attends her song, While the loud daw, his throat displaying, draws The whole assemblage of his fellow-daws; So must the writer, whose productions should Take with the vulgar, be of vulgar mould; Whilst nobler fancies make a flight too high For common view, and lessen as they fly. Томас Киллигрю, один из остроумнейших английских шутников, однажды, возбравшись на сцену, ради шутки изобразил из себя врача. Некий джентельмен из публики пообещал ему пять гиней, если тот вылечит его слугу от двух недостатков: от забывчивости и от вранья. Киллигрю состряпал две каких-то пилюли и велел слуге одну из них принять немедленно, в другую - за ужином. Слуга положил в рот первую... как только она оказалась у него во рту, он закричал благим матом: "Чтоб меня черти побрали, ведь это же дерьмо!" "Ага, - сказал Киллигрю, - разве я не обещал вам вылечить его? Видите, первое же слово, которое он произнёс, было правдой, и гарантирую вам, что он не забудет этого до конца своих дней!" --------------------------------------------------------------------- http://stihi.ru/avtor/vinsachi&book=1#1 Переводы стихов Джона Уилмота, граф Рочестера (ссылкой не проходит, к сожалению)

Френсис Стюарт: Charles II “The Pleasures of Love”: I pass all my hours in a shady old grove, But I live not the day when I see not my love; I survey every walk now my Phyllis is gone, And sigh when I think we were there all alone, Oh, then ‘tis I think there’s no Hell Like loving too well. But each shade and each conscious bower when I find Where I once have been happy and she has been kind; When I see the print left of her shape on the green, And imagine the pleasure may yet come again; Oh, then ‘tis I think that no joys are above The pleasures of love. While alone to myself I repeat all her charms, She I love may be locked in another man’s arms, She may laugh at my cares, and so false she may be, To say all the kind things she before said to me! Oh then ‘tis, oh then, that I think there’s no Hell Like loving too well. But when I consider the truth of her heart, Such an innocent passion, so kind without art, I fear I have wronged her, and hope she may be So full of true love to be jealous of me. Oh then ‘tis I think that no joys are above The pleasures of love. Попыталась сама перевести это стихотворение. Вот что из этого вышло: В тенистой старой роще я провожу все мои дни Вздыхая, вспоминаю, как мы гуляли здесь одни Но что ни день - то мука без любимой Филис Я помню как глаза её от радости светились. О, не боюсь сгореть я в адовом огне Ведь я люблю и ад не страшен мне. В этой роще всё напоминает мне о ней И след её ищу я в череде печальных дней Счастливец. Здесь я с уст её испил любовь И грежу, что счастье это повторится вновь. Ведь ничто на земле не может превысить, Той любви, что способна возвысить. С собой наедине я вспоминаю сколь она мила Её улыбки, смех и разговоры, что вела. Но себя другому, может быть, она даря, Высмеивает с ним влюблённость короля. И вот тогда хочу сгореть я в адовом огне Обманная любовь страшнее ада мне. Но когда я вижу наивность в глубине её очей Я верю в искренность речей И боюсь порвать любви прекрасной нить, Что может нас навек соединить. Ведь ничто на земле не может превысить, Той любви, что способна возвысить.

Френсис Стюарт: Douglas Brooke Wheelton Sladen (1856 - 1947) From the Drama of “Charles II” COME and kiss me, mistress Beauty, I will give you all that ’s due t’ye. I will taste your rosebud lips Daintily as the bee sips; At your bonny eyes I ’ll look Like a scholar at his book: On my bosom you shall rest, Like a robin on her nest: Round my body you shall twine, I ’ll be elm, and you be vine: In a bumper of your breath I would drain a draught of death; In the tangles of your hair I ’d be hanged and never care. Then come kiss me, mistress Beauty, I will give you all that ’s due t’ ye. И вновь личный перевод на Ваш суд... Приди и поцелуй меня, красавица моя. Дороже всех богатств любовь твоя. Твои уста нежнее роз. Сладки как мёд и лучше грёз. Твои глаза наивны, помыслы чисты. Как в книге в них прочту твои мечты. На моей груди покой ты обрети Как малиновка в мой сад скорей лети. Обними меня, обвей собою. Я буду вязом, ты - виноградною лозою. Из твоей груди извлекая неровное дыхание, Готов я умереть - так сладостно лобзание. Я в волосы твои хочу лицом зарыться Ни о чем не волноваться и счастьем насладиться. Когда придёшь поцеловать меня, красавица моя. Всё что имею подарю тебе я.

Френсис Стюарт: Нашла перевод той же поэмы над которой трудилась я. Перевод Дэмиэна Винсачи. Карл Второй - К Фрэнсис Стюарт Я в роще тенистой все дни провожу Во тщете, коль на милую я не гляжу: По аллеям крадусь, вспоминая те дни, Когда я и Филлис гуляли одни. Да, Адом тот не устрашен, Кто пылко влюблен. И, случайную тень повстречав меж аллей, Где вкусил я блаженство с любимой своей, Видя, как милой ножкой примята трава, Вспоминая о ней, молвлю слышно едва: Да, радости выше нам не испытать, Чем любви благодать. И когда я, мучительной мыслью гоним, Что утехам она предается с другим, Что, смеясь надо мной, чаровница моя С ним приветливей всех, говорю себе я: Поистине, Адом тот не устрашен, Кто пылко влюблен. Но, вспомнив о том, как правдива она, И, как страстью пылая невинной, честна, Я, себя в клевете беспричинной кляня, Боюсь, что она приревнует меня. Да, радости выше нам не испытать, Чем любви благодать.

Френсис Стюарт: Майское дерево Роберта Геррика в переводе А. Лукьянова Вот майский дубок, Из кубка глоток Я пью за его украшенье; Но прежде за тех, Кто плёл без помех Гирлянды в чудесном цветенье. За здравие дев, Моих королев, - Графинями стать вам желаю, Чтоб из-под венца В постель молодца Скакнуть, свой улов умножая.

Френсис Стюарт: Elizabeth Mallet * * * Nothing adds to love fond fire More than scorn and cold disdain; I, to cherish your desire, Kindness used, but ‘twas in vain. You insulted on your slave; To be mine you soon refused; Hope not then the power to have Which ingloriously you used. Think not, Thyrsis, I will e’er By my love my empire lose. You grow constant through despair: Kindness you would soon abuse. Though you still possess my heart, Scorn and rigor I must feign; There reminds no other art Your love, fond fugitive, to gain. * * * Элизабет Маллет. Перевод Д. Венсачи Безразличием зажечь Можно сердце без затей; Чтоб любовь твою сберечь, Я старалась быть нежней. Ты рабыню оскорбил; Мне тобою не владеть; Траченных бесславно сил У тебя не будет впредь. Ты не думай, что свой трон, Тирсис, упущу, любя. Ты в отчаяньи силен: Доброта – не для тебя. Так должна я презирать, Быть суровой, наконец; Ведь иначе не снискать Мне любовь твою, беглец.

Френсис Стюарт: Джон Уилмот - Девственность Перевод: Дэмиэн Винсачи Коль ветвь отмокшую в костер Вы бросили – приметил взор, Как нехотя она горит, Как сильно с двух концов дымит? Так девушка не греет нас, Упав на спинку в первый раз: Ведь нужно с опытной возлечь, Чтоб истинный костер разжечь. John Wilmot – The Maidenhead Have you not in a chimney seen A sullen faggot wet and green, How coyly it received the heat, And at both ends does fume and sweat? So goes it with the harmless maid When first upon her back she’s laid: But the well-experienced dame, Cracks and rejoices in the flame. это стихотворение уже приводилось. Но осмелилась повторится из-за иного перевода.

Френсис Стюарт: Джон Уилмот - Совет Перевод: Дэмиэн Винсачи Любой навек, о Селия, твой раб, Кто пред Любовью оказался слаб; Очей твоих черпая волшебство, Язычникам дарует божество Любовь; да бог и сам, не будь слепым, Трон бросил бы и стал рабом твоим, И был бы горд у ног твоих возлечь, И броситься на свой же славный меч. Но рок переменил сей ход вещей, И отделил рабов от королей; И властью короли облечены, А мы повиноваться им должны. Сей рок (неумолимый, как и ты) Любви дал власть над царством красоты. Гармония мир движет; что она, Как не любовь взаимная одна? Противиться возможно ли душой Империи божественной такой? Вот погляди, как тихие ручьи Даруют ласки берегам свои, А те, лишь поцелуй успев схватить, Цветы спешат водою напоить. Река, на повороте клокоча, Стремится дальше, ласково журча, К возлюбленному морю; ведь она Любовию горит, хоть холодна; И ежели поток спокойных вод Преграду встретит – речка, в свой черед, Обрушится, неистова, сильна, На берега, что нежила она. Так, Селия, себя ты усмири: Обречены на горе бунтари, А ты, что ради страсти предала Любовь свою – и ты из их числа. Ты – цитадель Любви; и замок сей Стоит одной лишь властию твоей. Во все секреты ты посвящена, Улыбки, взгляды – ведаешь одна. Краса – лишь почва, кою вновь и вновь Возделывает мудрая Любовь. Под ветром вздохов морем слез плывут Дары сердец заморских. Им приют Дай – для себя же; так, как с дикарем Торговлю мы каменьями ведем, Влюбленные безделками все дни Играют – и столь радостны они. Дурачиться ты хочешь? Что ж, вперед; Пустая слава о тебе идет; Так скромность при себе свою оставь, И ради иллюзорности брось явь. John Wilmot – The Advice All things submit themselves to your command, Fair Celia, when it does not Love withstand; The power it borrows from your eyes alone All but the god must yield to, who has none. Were he not blind, such are the charms you have, He’d quit his godhead to become your slave, Be proud to act a mortal hero’s part, And throw himself, for fame, on his own dart. But fate has otherwise disposed of things, In different bands subjecting slaves and kings: Fettered in forms of royal state are they, While we enjoy the freedom to obey. That fate (like you, resistless) does ordain To Love, that over beauty he shall reign. By harmony the universe does move, And what is harmony but mutual love? Who would resist an empire so divine, Which universal nature does enjoin? See gentle brooks, how quietly they glide, Kissing the rugged banks on either side, While in their crystal streams at once they show, And with them feed, the flowers which they bestow. Though rudely thronged by a too-near embrace, In gentle murmurs they keep on their pace To their loved sea, for ev’n streams have desires: Cool as they are, they feel Love’s powerful fires, And with such passion that if any force Stop or molest them in their amorous course, They swell with rage, break down and ravage o’er The banks they kissed, the flowers they fed before. Submit then, Celia, ere you be reduced, For rebels, vanquished once, are vilely used, And such are you whene’er you dare obey Another passion, and your love betray. You are Love’s citadel; by you he reigns And his proud empire o’er the world maintains. He trusts you with his stratagems and arms: His frowns, his smiles, and all his conquering charms. Beauty’s no more but the dead soil which Love Manures, and does by wise commerce improve. Sailing by sighs, through seas of tears he sends Courtships from foreign hearts. For your own ends Cherish the trade, for as with Indians we Get gold and jewels for our trumpery, So to each other, for their useless toys, Lovers afford whole magazines of joys. But if you’re fond of baubles, be, and starve; Your gewgaw reputation still preserve; Live upon modesty and empty fame, Forgoing sense for a fantastic name.

Джон Рочестер: Огромное спасибо за стихи Элизабет!

HIS_EARLSHIP: Джеймс Монмут пишет: Я, медленно снимая маску, Безжалостно сдираю кожу... Мне Мир - Театр, я верю в сказку, С веками становясь моложе... Я - сумасшедший, ненормальный, Я не такой , как все - увы.... В алькове, как в исповедальне, Я допишу конец главы.... Амбра и мускус...мимоходом.... Я был здесь....слышите - Я ЖИЛ! Я пил вино и - редко- воду... Мечтал, смеялся и грешил... Конечно, Истина - не в этом, Но - цель ясна и даль чиста.... Согласно купленным билетам Придется занимать места. OH MY GOD!!!!!! Меня цитируют !!!!!!!! При жизни!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Вот уважил, старина!

Френсис Стюарт: Эдмунд Уоллер (Edmund Waller,1600-1687) "Розе" О, розы цвет, Ты той, что душу извела, Неси привет. Напомни, что она мила, Как роза, пышно расцвела. Скажи ей ты, Той, что стесняется людей, Что красоты Не оценили б и твоей Средь диких гор, пустых степей. Так щедрой быть Ты попроси ее, цветок, И приходитъ, Чтоб любоватъся ею мог, Чтоб у ее склонился ног. Потом увянь, Чтоб сразу вспомнила она, Что близко грань, Что быстро кончится весна, И пробудилась ото сна ---------------------------------- GO, lovely Rose! Tell her that wastes her time and me That now she knows, When I resemble her to thee, How sweet and fair she seems to be. Tell her that's young And shuns to have her graces spied, That hadst thou sprung In deserts, where no men abide, Thou must have uncommended died. Small is the worth Of beauty from the light retired: Bid her come forth, Suffer herself to be desired, And not blush so to be admired. Then die! that she The common fate of all things rare May read in thee: How small a part of time they share That are so wondrous sweet and fair!

Барбара Палмер: Роберт Геррик (1591 — 1674) Сторонник Карла I, ученик и друг Бена Джонсона. К судьбе Круши меня – я, беспечален, Усядусь посреди развалин. Дери на клочья – все равно, В беде терпенье мне дано. Мой жалкий вид осмей победно; Беги, как от заразы вредной; Хоть сделай чучелом – а все ж Меня ничем ты не проймешь. Свобода Людей от бед любого рода Умеет исцелить природа, Покуда есть у них свобода. А отними ее – и что ж, Весь мир погибнет ни за грош. Пленительность беспорядка Как часто нам пленяет взор Небрежно – женственный убор! Батист, открывший прелесть плеч, Умеет взгляд к себе привлечь; Из кружев, сбившихся чуть – чуть, Мелькнет корсаж, стянувший грудь, Из – под расстегнутых манжет Оборка выбьется на свет, И юбок пышная волна Под платьем дерзостно видна, А распустившийся шнурок – Для глаза сладостный намек. По мне, так это во сто крат Милей, чем щёгольский наряд. Перенне, возлюбленной Ты, Перрена, мне на гроб Лучше возложи укроп, Лавра лист… И на скамью Сядь, поплачь… И все… Adieu. Просьба поэта к Джулии Джулия, дружок мой милый, Коли я сойду в могилу, Не успев стихи издать, - В печь отправь их, не в печать! Лучше книге стать золою, Чем явиться в свет сырою. К Дианиме Прошу я, не кичись, мой свет, Очами, коих ярче нет, Ни взором, что сражает смело Сердца - твое ж при этом цело, - Ни пышной гривой, в чьих силках Влюбленный ветерок зачах. Рубин в ушке твоем невинном Пребудет век спустя рубином, А от красы твоей тогда, Увы, не сыщешь и следа. О некоторых дамах Я вам плох? Узнайте ж, девы, Что такое дщери Евы: Нитки, тряпки, бахрома, Пост великий для ума, Космы, фижмы, вздор, причуды, Путаница, пересуды, Сверху шелк, расшитый сплошь, А под ним - сплошная ложь: Лживы груди, бедра лживы, Зубы, локоны фальшивы, И лишь в головах у дам - Самый неподдельный хлам.

Френсис Стюарт: О любви. Филип Айрес. Philip Ayres (1638-1712) Of Love If Love it be not, what is this I feel? If it be Love, what Love is, fain I'd know? If good, why the effects severe and ill? If bad, why do its torments please me so? If willingly I burn, should I complain? If 'gainst my will, what helps it to lament? Oh living Death! oh most delightful pain! How comes all this, if I do not consent? If I consent, 'tis madness then to grieve; Amidst these storms, in a weak boat I'm tost Upon a dangerous sea, without relief, No help from Reason, but in Error lost. Which way in this distraction shall I turn, That freeze in Summer, and in Winter burn? Раз это не любовь, то что тогда? А раз любовь, то в чем любви загадка? Коль хороша, зачем же в ней беда? А коль плоха, зачем так мучит сладко? Коль жгу себя я сам, о чем жалеть? А коль не сам, любой укор напрасен. О смерть живая! Сладостная плеть! Как можешь быть, когда я не согласен? А коль согласен, плакать смысла нет Средь этих бурь, в челне своем качаясь По морю грозному, где много бед, В безумствах и блужданиях отчаясь. Какой мне путь избрать в любви самой, Что летом леденит и жжет зимой?

Френсис Стюарт: Сад любви. Филип Айрес. Philip Ayres (1638-1712) Love's Garden: Translated from Girolamo Preti I to Love's garden came, with my attire Was wove with herbs of Hope, and of Desire, Branches of Trouble too by me were worn, Whose flowers and fruit were Prejudice and Scorn. 'Twas wall'd with Pain, and Anguish round about, And from a thousand places issu'd out Water of Grief and Air of Sighs, beside Deceit and Cruelty, did there reside. Pride was the Keeper; and to cultivate Was Jealousy who still with mortal Hate, Tare up my happiness ere it could grow; Whilst, like a madman, thus I strive to sow, Under the shadow of a thought that's kind, I plough in stone, dig water, stop the wind. Пришел я в сад Любви, мои одежды Сплелись из трав желанья и надежды, Презренья и невежества плоды Цвели в ветвях тревоги и беды, И боль, и гнев переплетались дивно, Со всех сторон сочились непрерывно Потоки сожалений, горьких слез, Жестокости, обмана и угроз. Правитель - Гордость и хранитель чести - Слепая Ревность с Ненавистью вместе Срывали счастья моего цветы, Пока безумно я растил кусты. В тени подобных мыслей без просвета Пахал я камни, шел я против ветра.

Френсис Стюарт: Прелюдия: Любви. Просьба: Любви. Противоречивость любви. Филип Айрес. The Proem: To Love Let others sing of Mars, and of his train, Of great exploits, and honourable scars, The many dire effects of Civil Wars, Death's triumphs, and encomiums of the slain. I sing the conflicts I myself sustain, With her (Great Love) the cause of all my cares, Who wounds with looks, and fetters with her hairs. This mournful tale requires a tragic strain. Eyes were the Arms, did first my Peace control, Wounded by them, a source of Tears there sprung, Running like blood from my afflicted soul; Thou Love, to whom this conquest does belong, Leave me at least the comfort to condole, And as thou wound'st my Heart, inspire my Song. Прелюдия: Любви. Другим оставлю право петь о Марсе, О подвигах и шрамах боевых, О страшных бедах, ранах роковых, Триумфах смерти и ее гримасах. Я буду петь любовные романсы, О битвах в сердце, о Любви Великой, Что ранит взглядом, локоном и ликом. Слова любви печальны и прекрасны. Глаза сильнее армий, в их плену, Израненный, кровавыми слезами Я истекал; я проиграл войну И лишь Любви торжествовало знамя. Утешь хоть тем, прошу я у Любви, Что, сердце ранив, песню вдохнови. The Request: To Love O Love, who in my breast's most noble part, Didst that fair Image lodge, that Form Divine, In whom the sum of Heavenly Graces shine, And there ingrav'dst it with thy golden dart. Now, mighty Workman! Help me by thy art, (Since my dull pen trembles to strike a line) That I on paper copy the design, By thee express'd so lively in my heart. Lend me, when I this great attempt do try, A feather from thy wings, that whilst to write, My hand's employ'd, my thoughts may soar on high; Thy Torch, which fires our hearts and burns so bright, Просьба: Любви. О ты, Любовь, что в грудь мою вложила Прекрасный образ, формы неземной, Где все свои гармонии сложила, Вписав их сущность буквой золотой. Творец небес! Дай силу и отвагу, (Мое перо измучено борьбой), Чтоб мог перенести я на бумагу Во мне запечатленное тобой. Дай мне в награду за мои усилья Одно перо из твоего крыла, Чтоб слушалась рука, мечты парили И твой огонь сжигал меня дотла. Love's Contrariety I make no war, and yet no peace have found, With heat I melt, when starv'd to death with cold. I soar to Heav'n, while grovelling on the ground, Embrace the world, yet nothing do I hold. I'm not confin'd, yet cannot I depart, Nor loose the chain tho' not a captive led; Love kills me not, yet wounds me to the heart, Will neither have m' alive, nor have me dead. Being blind, I see; not having voice, I cry: I wish for Death, while I of Life make choice; I hate myself, yet love you tenderly; Do feed of tears, and in my grief rejoice. Thus, Cynthia, all my health is but disease; Both life and death do equally displease. Противоречивость любви. Не жду войны, но мира нет во мне, Горю в огне, от холода страдая. Молю я небо, стоя на земле, Я обнял все, ничем не обладая. Не в клетке я, но не могу уйти, Не пленник, но в цепях схожу с ума я; Любовь - не яд, но жжет огнем в груди, Ни мертвым, ни живым не принимая. Слепой, но зрю, бесгласный, но кричу, Желая смерти, вновь за жизнь цепляюсь; Презрев себя, одну тебя хочу; Лью слезы я и в горе улыбаюсь. Я болен, Синция, я весь в огне, Но жизнь и смерть равно противны мне.

Френсис Стюарт: Решение. Размышление о жизни человеческой. Филип Айрес. The Resolution: A Sonnet of Petrarch out of Italian O Time! Oh rolling Heavens, that fly so fast, And cheat us mortals ignorant and blind! Oh fugitive Day, swifter than bird or wind! Your frauds I see, by all my suff'rings past. But pardon me, 'tis I myself must blame, Nature that spreads your wings, and makes you fly, To me gave eyes, that I my ills might spy: Yet I retain'd them to my grief, and shame. Time was I might, and Time is still I may Direct my steps in a securer way, And end this sad infinity of ill; Yet 'tis not from thy yoke, O Love, I part, But the effects; I will reclaim my heart: Virtue's no chance, but is acquir'd by skill. О Время! Небо! что всего превыше И дурит нас, невежд, слепцов, тупиц! О беглый день, быстрей ветров и птиц! Сквозь годы мук легко обман твой вижу. Но нет! Я каюсь. Я не прав. Природа Тебя снабдила крыльями - взлететь, Меня же зреньем - зло в себе узреть, А я гляжу лишь на свои невзгоды. Еще мне есть, есть время повернуть Свои шаги на безопасный путь, И кончить зла тупую бесконечность; Не от тебя, Любовь, я отвращусь - От ран твоих; я к правде возвращусь: Дается пониманьем человечность. A Contemplation on Man's Life. Out of Spanish Vile Composition, Earth inspir'd with breath, Man, that at first wert made of dust and tears, And then by law divine condemn'd to death; When wilt thou check thy lusts in their careers? Change all thy mirth to sorrow, and repent, That thou so often didst just Heav'n offend, Deplore thy precious hours so vainly spent, If thou wilt 'scape such pains as have no end. The gaping grave expects thee as its right, 'Tis a strait place, but can contain with ease, Honour, Command, Wealth, Beauty, and Delight, And all that does our carnal senses please. Only th' immortal soul can never die, Therefore on that thy utmost care employ. О Человек! Смесь воздуха и пыли, Земная плоть из влаги и костей, Ты осужден, твой путь ведет к могиле; Избавь себя от пагубы страстей! Дни проводи печально, а не праздно, И, Небо впредь не думай обижать; Оплачь те дни, что тратил так напрасно, Коль хочешь вечной муки избежать. Могилы зев тебе грозит и, право, Пускай он тесен - все в него войдет: Богатство, Власть и Слава, и Почет, - Всех удовольствий чувственных отрава. Одна Душа лишь не умрет вовек И ей отдай все силы, Человек!

Френсис Стюарт: Платоническая Любовь. Филип Айрес. Platonic Love Chaste Cynthia bids me love, but hope no more, Ne'er with enjoyment,--which I still have strove T' obey, and ev'ry looser thought reprove; Without desiring her, I her adore. What human passion does with tears implore, The intellect enjoys, when 'tis in love With the eternal soul, which here does move In mortal closet, where 'tis kept in store. Our souls are in one mutual knot combin'd, Not common passion, dull and unrefin'd; Our flame ascends, that smothers here below: The body made of earth, turns to the same, As Soul t' Eternity, from whence it came; My Love's immortal then, and mistress too. Любви бесстрастной Цинция святая Ждет от меня - старался я, как мог, Пресек любой на вольности намек; Ее я не желаю, обожая. Что страсть людская молит со слезами, Имеет разум, душу возлюбя, Бессмертную, которая себя Хранит в столь ненадежном, хрупком храме. Мы связаны душой одним узлом - Не страсти хмель с ее нечистым злом . Чист наш огонь, а тот чадит заметно: Земное канет в землю, не дыша, Вольется в Вечность Вечная Душа; Моя Любовь, как и ее, бессмертна.

Френсис Стюарт: Хрупкость жизни человеческой. Филип Айрес. Philip Ayres (1638-1712) The Frailty of Man's Life The life we strive to lengthen out, Is like a feather rais'd from ground, Awhile in air 'tis tost about, And almost lost as soon as found; If it continue long in sight, 'Tis sometimes high and sometimes low, Yet proudly aims a tow'ring flight, To make the more conspicuous show. The air with ease its weight sustains, Since 'tis by Nature light, and frail; Seldom in quiet state remains, For troops of dangers it assail. And after various conflicts with its foes, It drops to Earth, the Earth from whence it rose. Та жизнь, что тщимся мы продлить на свете - Как перышко, что подняли с земли, Чуть в воздухе его подержит ветер - И потеряем вскоре, как нашли. Но коль в виду подольше остается, Взмывая вверх, не падая, как все, Оно уж мнит подняться выше к солнцу, И показать себя во всей красе. Поскольку по природе легковесно, Легко оно парит меж облаков; Но нет ему покоя повсеместно Средь грозных бурь, порывов и ветров. И с ними сталкиваясь то и дело, Падет к Земле, откуда и взлетело.

Маргарет Сигрейв: Господа, позволю и я себе процитировать стихи по своему скромному вкусу. Это ТОМАС КЭМПИОН * * * Безгрешный человек, В чьем сердце места нет Для нечестивых дел И всяческих сует, Не строит крепостей И не кует брони, Чтоб от громовых стрел Спасли его они, Но может посмотреть Без страха он один На демонов высот, На дьяволов глубин. Отринув рой забот, Чины и барыши, Он к мудрым небесам Возвел глаза души. Молитва - друг ему, А доброта - доход, А жизнь - кратчайший путь, Что к Господу ведет.

Джеймс Монмут: Сайт с сонетами Шекспира в оригинале и с различными вариантами перевода, в том числе с подстрочным. http://shakespeare.ouc.ru/sonnet-1-ru.html



полная версия страницы