Форум » Королевская библиотека » Медицина в 17 веке. » Ответить

Медицина в 17 веке.

Френсис Стюарт: В этом разделе я расскажу о медицине 17 века вообще и о болезнях, характерных этому периоду.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Генриетта Мария: King Charles I Touching for the King's Evil by Ralph Hedley О том, что такое "королевская хворь" William Harvey Demonstrating His Theory of Circulation of Blood before Charles I by Ernest Board

Элинор Гвин: Неизвестный художник "Портрет доктора Николаса Калпепера" В те времена, когда медицина была еще большей роскошью, чем в наши дни, жил-был доктор, который страстно желал, чтобы любой человек мог исцелить себя, совершенно бесплатно прибегая к силам природы. Звали его Николас Калпепер, и его собственная жизнь была недолгой (он умер в 38 лет), наследие его оказалось ценным для многих поколений потомков. Сын священника, Калпепер обучался в Кембридже, а потом на протяжении семи лет был учеником аптекаря. Вступив в брак с дочерью богатого купца, в 1640 г. он смог начать собственную практику в Спитлфилдс, Лондон. Как рассказывает английская вики, новаторство Калпепера заключалось не только в ориентации на дешевые и доступные компоненты лекарств, но и в требовании личной встречи с пациентом. Диагнозы, поставленные по колбочке с мочой, он не признавал, и считал, что так же бессмысленно "можно напИсать хоть целую Темзу". Иногда за утро Калпепер принимал до сорока человек. "Он был убежден, что люди не должны болеть только потому, что не умели читать по-латыни или были бедны. Сначала он перевел на английский "Фармакопею", к раздражению своих коллег, потом опубликовал собственный "Полный травник и Английский лекарь", предлагая использовать травы, которые могли быть собраны на полях совершенно бесплатно. В своей более краткой "Медицине для бедных" он предлагал разнообразные "простые" слабительные, клистиры, суппозитории (включая один оригинальный: вывернутая наизнанку фига, смазанная маслом и солью) и другие средства, заставляющие пациента потеть, мочиться, облегчаться, чихать и плеваться - все подразумевало восстановление баланса гуморов. (...) Майская роса была хорошим косметическим средством, как и свежая моча мальчика. Член быка увеличивал количество семени. Курения из конских тестикул, как и из несчастных улиток, помогали при родах. Калпепер сожалел о цене и нечистоте импортного опиума, объясняя как извлечь его из "нашего собственного деревенского мака". Нервы могли укрепляться сваренными заживо ящерицами. И все в том же духе. Рецепты Калпепера так очаровательны и проблески характера в его трудах так харизматичны, что мы почти проглатываем все, что он говорит. Он был астрологом, прежде чем стать врачом. В своем "Травнике" он уделяет астрологии важное место. Например, обычной практикой было излечение болезни "симпатическим" растением. Он рекомендовал ставить во главу всего эту практически сложившуюся идею, но в некоторых случаях - которых он не выделяет - лечить болезнь "противоположным" растением, говоря астрологически. Не удовлетворившись этим, он изменил правила "притяжения". Вы можете полагать, слепо приемля традиционные авторитеты, что белена - трава Юпитера. Это не так. Она растет в "сатурновских" местах, таких, как общественные уборные, следовательно, это трава Сатурна. Равно отсюда следует, что она хороша при звоне в ушах, головных болях, опухшей мошонке. Сходно, полынь подчиняется Марсу, поскольку растет в "марсовых" местах, таких, как кузницы, следовательно (аргумент несомненный для него, но не для нас), отпугивает моль от шерсти и является "мощным средством против подагры и камней". Подагра и камни были обычным делом, солями мочевой кислоты. "Сильное средство" от одного помогало и в случае другого. Возможно, полынь содержит некие соответствующие вещества. Но при чтении"Травника" Калпепера иногда появляется непочтительное чувство, будто что-либо, произрастающее неподалеку, может быть сварено, употреблено внутренне или наружно, и принесет вам облегчение, если звезды будут расположены правильно." Lisa Picard 'Restoration London' "Я консультировался со своими двумя братьями, доктором Разумом и доктором Опытом, и предпринял путешествие, чтобы навестить мою мать Природу, с чьими советами, а также с помощью доктора Трудолюбие, я наконец достиг желаемого, и, будучи предупрежден мистером Честность, незнакомцем в наши дни, относительно публикации, я сделал это", - так Калпепер рассказывал о своих исканиях в предисловии к "Травнику". В первые месяцы Гражданской войны Калпепер был обвинен в колдовстве, его пытались отстранить от практики. В 1643 году он вступил в армию Парламента, где выполнял обязанности хирурга. После серьезного ранения в грудь, от которого он до конца так и не оправился, Калпепер вернулся в столицу. В соавторстве с о знаменитым астрологом Вильямом Лилли он написал книгу "Пророчество о белом короле", в которой предсказывалась смерть Карла Первого. Умер Калпепер от туберкулеза в Лондоне 10 января 1654 года. Его "Травник" считается самым успешным нерелигиозным текстом на английском языке и не прекращает переиздаваться даже сегодня. Также бонусом: рассказ Редъярда Киплинга о Нике Калпепере "Доктор медицины" и Horrible Histories DR Culpepers Health Spa

Генриетта Мария: И еще немного об исцелении наложением рук При Карле I от совершения обряда воздерживаются во время эпидемий или в сильную жару. О днях, когда король будет исцелять золотушных, всех жителей страны извещают заблаговременно с помощью печатных прокламаций . Церемония совершается по литургическому канону, приспособленному Елизаветой и Яковом I к обычаям английской церкви. В царствование Карла I чудесный обряд сделался полноправным элементом повседневной религиозной жизни страны; 1633 годом датируется характерное нововведение: служба «об исцелении» вошла в состав молитвенника – The boke of Common prayer, – который национальная церковь предписывала иметь всем верующим. Карл I или его министры объявили конкурентам короля-целителя войну не на жизнь, а на смерть; право лечить золотушных возложением рук имел только король, остальные люди, занимавшиеся подобными исцелениями, рисковали быть обвиненными в оскорблении величества – преступлении, подлежащем рассмотрению знаменитой Звездной палаты. В феврале 1647 г. шотландцы выдали Карла комиссарам Парламента, которые увезли его на юг; по ходу всего пути следования короля больные стекались к нему, принося с собою монеты – желательно золотые, а в крайнем случае серебряные, – которые государь уже не мог выдавать из собственного кошелька, но которые должен был непременно вешать на шею своим пациентам после возложения рук: ведь без этого, считали больные, обряд не оказал бы должного действия. Комиссары пытались не допускать страждущих к королю – якобы в интересах безопасности самого короля, ибо, утверждали королевские тюремщики, «многие из сих людей на деле больны (не золотухой, но) другими опасными болезнями и потому недостойны приближаться к Его Величеству» . Те же сцены стали повторяться, когда король, по-прежнему лишенный свободы, был помещен в Холмби. Тут палата общин решила положить конец подобному положению дел; был назначенный специальный комитет для сочинения «декларации по поводу так называемого возложения рук, каковую декларацию надлежит распространить в народе, подверженном сему суеверию». Когда Карла казнили, ту способность исцелять, какой при жизни короля наделяли его священную руку, стали приписывать его реликвиям, прежде всего платкам, смоченным в его крови. Карл II, живя в изгнании, продолжал выказывать наследственную чудотворную способность, раздавая больным, ввиду оскудения своей казны, серебряные монеты вместо золотых; недостатка в пациентах у него не было; один хитроумный коммерсант организовывал для английских и шотландских золотушных морские путешествия в Нидерланды, где жил со своим бедным двором принц-изгнанник . Больше того; реликвиям – если по-зволено называть их этим словом – здравствующего претендента приписывали ту же силу, что и реликвиям покойного короля: считалось, что платок, который Карл II во время бегства в Шотландию после сражения при Вустере прижимал к своему кровоточащему носу, способен излечивать золотуху. В 1680 г. Монмут, побочный сын Карла II, которого виги прочили на роль наследника престола вместо его дяди герцога Йоркского, по их мнению недостойного трона из-за своего католицизма, совершил триумфальную поездку по западным графствам; судя по некоторым свидетельствам, он – хотя и был в ту пору, даже в глазах своих сторонников, всего лишь будущим королем, – уже тогда по крайней мере однажды совершил обряд возложения рук . Когда в 1685 г., по-прежнему оставаясь в лоне протестантизма, Монмут с оружием в руках оспаривал корону у своего дяди, ставшего королем под именем Якова II, он продолжал совершать деяния, подобающие королю, – и в том числе целительный обряд. Именно это, среди прочего, инкриминировалось ему в посмертном обвинительном заключении, составленном магистратами Якова II . В обществе все еще господствовало представление, что истинный король – лишь тот, который умеет творить чудеса. Из книги М. Блока "Короли-чудотворцы"




полная версия страницы