Форум » Королевская библиотека » О танце » Ответить

О танце

Френсис Стюарт: Без танцев развлеченья нет: Быть неподвижной, как портрет, Храня молчанье гробовое! Коль не танцуя мы сидим Среди танцующих на бале, Нам остается только - в зале Быть украшением стенным. Лопе де Вега ("Учитель танцев"; Флорела, дочь Альбериго)

Ответов - 11

Френсис Стюарт: В Англии XVII века во времена Карла II театр тоже включал в свои спектакли бытовые танцы. И этим во многом он обязан гениальному Шекспиру. Почти в каждом его произведении описываются танцы, танцевальные празднества, шествия, маскарады. Герои «Напрасных усилий любви» танцуют хей, в «Ромео и Джульетте» описан целый придворный бал, в «Двенадцатой ночи» танцуют гальярду и скользящую куранту. Шотландская жига, межер, синкпейс, мореска, менуэт, пантомимно-танцевальные действия, свадьбы, описанные Шекспиром, составляют антологию хореографических произведений Англии XVII века. В высших кругах Англии XVII века танцуют павану, гальярду, куранту, вольту, броль, джигу. Эти танцы украшают театрализованные празднества и маскарады, а также выступления бродячих трупп. Знаменитые представления английских комиков Ричарда Тарлтона и Уильяма Кемпа не обходились без танцевальных сценок. В XVI — первой половине XVII века получил распространение особый жанр театральных представлений — маски, в которых танцевали ряженые, в масках знатные любители. Английский драматург Бен Джонсон, современник В. Шекспира, был одним из крупнейших авторов масок. Маски перекликались с балетами Франции. Сюжеты их были на аллегорические, пасторально-мифологические темы. Лучшие маски — спектакли-маскарады с пением, танцами, пантомимой, декламацией — назывались: «Маска прекрасного Лондона», «Маска красоты», «Балет черных нимф», «Призывы Купидона». В антимасках - комических, гротесковых спектаклях на бытовые темы — персонажами могли быть невежество, подозрение, злословие, гнев. Выступали в антимасках артисты-профессионалы. Маски и антимаски строились на резких контрастах реального и фантастического, натурализма и аллегории. Жанр маски — один из первых опытов создания в Англии хореографического театра.

Френсис Стюарт: Происхождение корня "bal", во многих языках обозначающего танцы, вероятно, идет от слова ball - мяч. Раньше игра в мяч была танцем..." Так, к примеру, немецкие вельможи описывали тогдашние балы: "присутствовали их княжеские милости", "присутствовавшие дамы были красивы, они говорили хорошие слова", а кавалеры во время танцев прижимали их близко к сердцу. Такова была картина тогдашних балов. Всюду танцевались: гальярда, пассо-меццо, ряд английских придворных танцев, куранта, королевская вольта. При Франциске I были изобретены вязаные из ниток чулки. Дамы сразу смекнули, как можно показать свои красивые ножки -и возник ряд новых танцевальных элементов. Модными при дворах стали платья по колено, так называемый "наряд нимфы", в которых дамы выступали в дворцовых постановках. "XVI век - эпоха, когда искусство нравиться женщинам составляло культ". Балеты ставились самими придворными. Занятость в балетах означала повышение или понижение по службе. "В ту эпоху вошло в обычай, что после балетов, в которых участвовал очень смешанный персонал, обязательно следовал бал, с участием исключительно одного придворного общества, исполнявшего почти те же танцы, что и в балетах" "вошло в обычай после довольно скучной паваны (родина паваны до сих пор точно не определена, хотя известно, что музыка паваны завезена из Испании) тотчас же танцевать гальярду, которая, благодаря легкости своих движений, оживляла танцоров, приводя их в веселое настроение духа" Появились и возникшие во Флоренции конские балеты, требовавшие большой муштры и огромных пространств. Некоторое время лошадей можно было видеть и на сценах обычных театров. Любимыми темами для придворных балетов были часы и стихии. С 1608 года в балетах появляются многочисленные амуры. Это также один из признаков Возрождения древнего мира. На долгое время темами танцев станут сюжеты античных мифов. Многие танцы с XV века танцевались в нескольких вариантах со своими названиями. Например, танец Mignot существовал в 50 интерпретациях - Rele, Lupido, Pellegrina, Princhipessa (автор - Корназано). Среди балли такими двойниками были Giocosa, Gelosia, Ingrata, Gratiosa. Период XVI - начала XVII веков характеризуется огромным количеством танцев. Даже общеизвестные композиции танцевались каждым танцором на свой лад, с добавлением "украшений" - множеством мелких движений, прыжкой, выносов, каприолей - кто во что горазд. Именно эти "украшения", по мнению учителей танца, определяли искусность танцора. Эти сто лет развивались изящество, систематичность танца и ...гальярды. Гальярда была общеизвестным танцем, и красиво, легко исполнять гальярду значило быть хорошим танцором и хорошим придворным. В 1661 году в Париже была основана Академия танца. С этого момента ведет свое начало "официальная" история балета. Людовик XIV, живший в 1643 - 1715 годах, был большим поклонником танца... С XVII века законодательницей танцев становится Франция. Но лучшими учителями в Париже были итальянцы.

Френсис Стюарт: Барокко (итал. barocco - букв. - причудливый, странный) как направление началось приблизительно с начала XVII века. Основой для барочного стиля явился ренессанс, в котором можно видеть многие шаги, из которых позже выросли барочные движения. Барочный танец по своему характеру - сценический, точнее, барочный стиль танца тяготеет к сцене. Первыми барочными танцами были показательные танцы одной пары перед королём. Для этих танцев характерны, во-первых, сложность (в течение одного танца фигуры практически не повторялись), во-вторых - симметрия, т. е. зеркальность (в отличие от ренессанса, в котором зеркальной могла быть схема танца, но не движения, т. к. танцоры идут с одной ноги). В- третьих, появляется различия в исполнении мужской и женской партий (в определённом месте танца мужчина может сделать купе, чтобы поменять ногу). Когда барокко набирает силу (сер. XVII века), появляются придворные балеты, в которых мог принимать участие и сам король (например, этим славился Людовик XIV). Кроме балета существовал придвовал придворный театр. В нем основное место занимала опера, в которой обязательно присутствовали танцевальные отрывки. В опере массовые танцевальные сцены использовались также, как в античности - хор (хору назначалась определенная роль, например, облака, а в барочной опере танцовщицы представляли собой, например, тени умерших). Опера в барокко тоже представляла собой нечто особое. Её сюжет был античный, но характер исполнения - барочный. Т. е. в центре внимания стояло не действие, а чувства героев (любовь, страдания). Чтобы понять технику исполнения барочного танца, нужно обратить внимание на архитектуру, скульптуру, гравюру. Постановка руки в танце барокко как раз пример сслучая, когда эллипс кажется окружностью. Стихийность, так характерная для эпохи барокко, заключена в жесткую школу барочного танца. Существует джентельменский набор движений (сравнительно небольшой), с помощью которого и выражаются все чувства и тонкости сюжета. В разных странах барочный танец имеет там различную манеру исполнения. Когда барочный танец попадает в страну, то он или доминирует там, как таковой, или включает в себя характерные танцевальные движения народа, живущего в этой стране. Примером может являться Англия. В отличие от Франции, где манера исполнения танца достаточно мягкая, в Англии движения рук более упругие, динамичные и открытые, что, возможно, связано с более строгим воспитанием. Другой пример - аллеманда. Изначально германский танец, довольно простой по строению. А во что он превратился в барокко! Еще одним примером может послужить жига - старинный танец кетьтского происхождения. Барочная жига имеет очень мало общего с более древним исполнением танца.


Френсис Стюарт: Контрдансы (танцы в "народном" стиле) прежде всего у всех вызывают ассоциацию с Англией. И, чтобы не говорили о французских или итальянских корнях этих танцев, несомненно, что как своеобразная группа они сформировались и впервые вошли в моду именно в Англии в 17 столетии. Впервые контрдансы упоминаются еще при королеве Елизавете. Общество было привлечено к контрдансам их простотой - танцы не содержали в себе сложных шагов, характерных для XVI века; а так же тем, что танцевать их могли почти все желающие: в зале можно было устроить несколько кругов или колонн, каждый/ая из которых включали 4-8 человек, в то время как помпезные танцы предыдущей эпохи подчас могла танцевать всего одна пара или тройка на весь зал. Впрочем, народные танцы были не единственным источником формирования контрдансов: в Англии были известны и бранли, и итальянские танцы. По-видимому, в Англию не приезжали учителя с континента, но то, что привозили из Италии сами танцующие, дало благодатные ростки. Ранние контрдансы (в "нашу" эпоху) были гораздо разнообразней поздних как по количеству танцующих (от 4 до бесконечности) так и по рисунку начальной фигуры (круг, квадрат, линия). Ранние контрдансы отличались тем, что в 80% случаев состояли из трех частей "с припевом" и были конечны: весь положенный набор фигур повторялся один раз, после чего танец заканчивался. Чаще всего частями были lines, sides, arms (впрочем, иногда их пытались разнообразить - например, в Newcastle после lines идет не привычная связка set и turne, а set к своему партнеру, потом set контрпартнеру), а припевы были или один на все части (Rufty-Tafty), "зеркальными" (Jenny pluck pears) или тремя разными (New exchange). Возможен был вариант, когда одинаковыми были куплеты, но разными - припевы (Hyde Park). И все же стоит отметить, что по структуре ранние контрдансы были очень занудными: трехчастное деление вносилось даже в контрдансы "смешанного" типа, в целом отличавшиеся оригинальностью. Стоит сразу оговорить, что в ранних контрдансах целые части - куплеты и припевы - складывались из отдельных маленьких фигур. Техника: 1. Расположение пар в начале танца. Longway: 1. Три пары, стоящие друг за другом, кавалеры слева, дамы справа. (например, Upon a Summer Day) 2. Четыре пары, стоящие друг за другом, кавалеры слева, дамы справа. 3. Любое число пар, стоящих друг за другом, кавалеры слева, дамы справа. В построениях №№ 1-3 все стоят лицом в одну сторону ("к королеве и королю"). В большинстве случаев кавалер предлагает руку своей даме. Round: 4. Три пары, стоящие по кругу. (например, Jenny Pluck Pears) 5. Четыре пары стоящие по кругу. 6. Любое число пар, стоящее по кругу. (например, Gathering Peascods) В построениях №№ 4-6 перед началом танца можно сразу же взяться за руки, т.к. первое движение пойдет по кругу. (Если, конечно, в мелодии нет нескольких тактов на предваряющий танец поклон.) Прочие построения: 7. Две пары, стоящие друг напротив друга.(например, Rufty-Tafty) 8. Квадрат (четыре пары по сторонам квадрата, лицом в центр). От четырех пар по кругу построение ничем не отличается, но первое движение предполагается в центр, поэтому кавалеры предлагают руку только своей даме, и не предлагают руку соседке). (например, Newcastle) 9,10,11.... Т.н. "смешанное" построение предполагает свой рисунок для каждого из контрдансов этого типа. Источник: примечания ко второму изданию Плейфорда - http://www.shipbrook.com/jeff/playford/xref.html 2. Шаги, встречающиеся в контрдансах. Т.н. контрдансный шаг (он же двойной английский): на 4 счета - шаг правой, шаг левой, шаг правой, левую приставили на носок рядом с носком или щиколоткой правой ноги (но не у пятки!). Стоит отметить, что во время первых трех шагов вес переносится на соответствующую ногу, в то время как при приставлении ноги вес на нее не переносится. С приставленной ноги мы всегда начинаем следующий шаг. Одинарный шаг - на два счета - шаг правой, левую приставить или наоборот, шаг левой, правую приставить. Slip - приставные шаги, не прыгающие, а скользящие, низкие. Могут поочередно делаться с разных ног (вперед или назад) или с одной и той же (вбок). 3. Чаще всего использующиеся связки шагов В каждом контрдансы используется та или иная связка шагов. Ее можно определить и по музыке. Все фигуры в куплетах выполняются на этой связке. В связках участвуют двойные английские шаги, Set и Turn (Turne). Сет - это шаг вправо, приставить, шаг влево, приставить. Turn в данном случае - поворот на месте. Поворот делается в ту сторону, какая нога приставлена. Он выполняется на 4 счета: 1 - шаг строго назад с поворотом на 180 градусов и переносом веса, 2 - приставили другую ногу с переносом веса, 3- вернулись с той же ноги, что и начинали, с переносом веса, приставили другую ногу. Связки шагов (сначала выполняются с правых, затем с левых ног): 1. 2 Кд шага - вперед /назад или в одну сторону по кругу 2. 2 КД шага, Set и Turn 3. 2 КД шага, Turn 4. Фигуры и термины контрдансов: 1. Линии. (Lines, leade, meet) - 1 Кд шаг вперед, 1 Кд шаг назад. Или два КД шага по кругу в одну сторону. 2. Стороны. (Sides) - Партнеры сходятся правыми плечами за 1 Кд шаг, расходятся, затем то же - левыми плечами. 3. Arms. Обход партнерами друг друга за 2 КД шага, взявшись правыми, затем левыми руками (под руку). Эти три фигуры в 17 веке чаще всего были основами куплетов. Другими, фигурами, применяемыми при контрдансах, описанных в сборниках Плейфорда (в 1651-1850 гг.) были следующие: 4. Hands. Этим словом обозначается, кто в той или иной фигуре берется за руки (например, в паре, или все дамы, или все танцующие) 5. Back to back. В 17 в. как правило, это положение, при котором все дамы (или кавалеры) оказываются в центре спинами друг к другу. В 18-19 веках делается в паре: сойтись правыми плечами за два счета, третий шаг делаются за спины друг другу , не поворачиваясь, четвертый счет - приставляется нога (все занимает один кд шаг). На второй кд шаг делаются два шага назад, один - на свое место, приставляется нога. Общая траектория в этом случае напоминает прямоугольник (откуда и пошло народное название <квадрат>. В Европе и Америке фигура называлась do-si-do) 6. Правый turn (turne). За 1 кд шаг с правой ноги влево по маленькому кругу меняемся, держась за обе руки, с партнером или контрпартнером местами, за следующий шаг возвращаемся на свое место. Пол оборота - это просто смена мест. 7. Левый turn (turne). То же, что и правый, но идем с левых ног направо по маленькому кругу. 8. "Восьмерка". За 8 простых шагов. Делается как правило в лонгвеях 18-19 веков, где есть разделение на первые-вторые пары. Первая пара обходит вторую (или наоборот). Сначала первая дама проходит внутри второй пары по диагонали, обходит второго кавалера сзади и встает на место первого кавалера. Он в это же время, но пропуская свою партнершу вперед, идет по диагонали внутри второй пары, обходит сзади вторую даму и встает на место своей дамы. Иногда следуют две восьмерки подряд, соответственно кавалер и дама за 16 шагов вернутся на свои места. 9. Мулине. Кавалеры или дамы выходят в центр, берутся правыми или левыми руками и двигаются по кругу по или против часовой стрелки. Сам термин мулине - французского происхождения, и у Плейфорда подобная фигура обозначается громоздким Right hands across and goe round (The Spanish Jeepsie) 10. Turn в полоборота на месте (например, в New Boe Peep) шаг правой ногой перед собой накрест с поворотом на 60 градусов, шаг левой ногой накрест с поворотом на 60 градусов, шаг правой ногой в правую диаргональ на оставшиеся 60 градусов, так, чтобы оказаться развернутым спиной к своему партнеру, левую ногу приставить. С левой ноги выполняется точно также. 11. Change перемена мест в паре. Выполняется на один контрдансный шаг за руки. 12. Cross (crossing) смена места с проходом сквозь другие пары. Может выполняться парой или контрпартнерами (например, в Scotch Cap) 13. Hey смена места. Может занимать один или несколько контрдансных шагов, выполняться одним человеком, парой, несколькими людьми. Чаще всего к концу фигуры все возвращаются на свои места. Конкретная траектория движения зависит от танца. 14. Set кроме стандартного сета в куплетах, описанного выше, этим словом может описываться смена положения (например, выведение дам и кавалеров в центр в Jenny pluck pears) 15. Cast off - поворот и проход на место контрпартнера. Иногда - поворот и возвращение на свое собственное место (Hide Park) 16. Meet, fall, back, goe различные направления движения (как првило в припевах). Обычно выполняются за один или два контрдансных шага. Fall может также обозначать смену ног (как в Scotch Cap - шаг правой назад, подставить к ней левую, шаг правой вперед, следующий двойной шаг начинается с левой ноги) 17. Peep - перед исполнением этой фигуры мы стоим спиной к своему партнеру (или, наоборот, видим спину своего партнера). Стоящий сзади кладет руки на плечо партнера/партнерши и заглядывает ему/ей в лицо поочередно через правое и левое плечо (количество раз указывается при описании контрданса). Стоящий впреди поворачивает лицо к лицу партнера/партнерши. Эта фигура встречается в контрдансах достаточно часто (хотя на данный момент в С.-Петербурге ее танцуют только в New Boe Peep). 18. Imbrass (современное написание embrass) - обнять своего партнера/партнершу. Логичнее всего это делать слегка по-кукольному, что хорошо вписывается в общее пасторальное настроение конртдансов. 19. Kiss - поцелуи. В 17 веке поцелуй был таким же естественным приветствием, как сейчас - пожатие рук. Поэтому присутствие в танцах поцелуев было абсолютно обычным явлением. Однако, как именно целовали друг друга в 17 веке, сейчас неизвестно. Как вариант, предлагается или делать слегка кукольный поцелуй на расстоянии, чтобы лишним движением не нарушить ход танца, или мужчинам целовать протянутые руки женщин (для чего тоже не требуется подходить близко). 20. Clap - хлопки в ладоши в одиночку или в паре (например, в Commic Fellow) Источники: большой англо-русский словарь, описание элементов контрдансов с сайта Плейфордовского Клуба (http://www.cam.ac.uk/societies/round/dances/elements.htm)

Френсис Стюарт: Паваны Павана - это медленный придворный танец-шествие. Все паваны имеют похожий рисунок, так как у них в основе одни и те же шаги. Слово "павана" происходит от "Padoanna" - название старинного танца, который танцевали в Падуе, в Италии. У всех паван музыкальный размер 4/4. После каждой паваны по обыкновению танцуется гальярда. Гальярда для каждой паваны обычно танцуется под ту же мелодию, что и павана, только сыгранную быстрее, в размере 6/6. Гальярды получили свою собственную музыку во время правления Елизаветы I (и некоторые образцы этой музыки мне кажутся слишком медленными для танца). Шаги Основной шаг паваны составляет сет из трех шагов: простой-простой-двойной. Это либо ОЛ-ОП-ДЛ (паванный сет с левой ноги), либо ОП-ОЛ-ДП (паванный сет с правой ноги). Большинство шагов в паване выполняются с движением вперед либо назад. ОЛ - Одинарный с левой ноги с продвижением вперед. Шагните вперед с левой ноги, затем соедините ноги, приставив правую ногу к левой. ОП - Одинарный с правой ноги с продвижением вперед. Шагните вперед с правой ноги, затем соедините ноги, приставив левую ногу к правой. ДЛ - Двойной с левой ноги с продвижением вперед. Шагните вперед левой ногой, затем шагните вперед правой ногой, поставив ее перед левой, затем вперед левой ногой, поставив ее перед правой ногой, затем соедините ноги, приставив правую ногу к левой. ДП - Двойной с правой ноги с продвижением вперед. Шагните вперед правой ногой, затем шагните вперед левой ногой, поставив ее перед правой, затем шагните вперед правой ногой, поставив ее перед левой, затем соедините ноги, приставив левую ногу к правой. ОЛн/ОПн - Одинарный с левой/правой ноги с продвижением назад. Эти шаги выполняются таким же образом, что и одинарные с продвижением вперед, только в этом случае движение идет назад. ДЛн/ДПн - Двойной с левой/правой ноги с продвижением назад. Эти шаги выполняются таким же образом, что и вышеописанные двойные шаги, но в данном случае движение идет назад. В паване одинарнай шаг выполняется за два такта (левой-приставить), а двойной - за четыре такта (левой-правой-левой-приставить). Паванный сет "Паванный сет" - это комбинация простой-простой-двойной с продвижением либо вперед, либо назад. Это основная шаговая единица паваны; все паваны - это постоянное повторение паванных сетов. Простая павана Комбинация из сетов (не стану Вас утомлять техникой), далее кавалер опускается на одно колено, а дама продолжает танцевать, обходя полный круг вокруг кавалера, держа его за руку. После кавалеры поднимаются с колен и танцуют таким же образом вокруг стоящих дам. Танец повторяется до тех пор, пока играет музыка.

Френсис Стюарт: Гальярда 1 - 2 такт - Кавалер делает реверанс и подает даме руку. 3 - 4 такт - Дама делает реверанс и принимает руку кавалера. 5 - 8 такт - Вперед по линии танца 4 па гальярды, на последний счет — разворот в паре лицом друг к другу. 9 -12 такт - Кавалер: Первая гальярдная вариация в исполнении кавалера: 1 па гальярды в левую диагональ, 1 па — в правую, пассо пунтато левым плечом к правому плечу на левую ногу и обратно на свое место на правую ногу. 13 - 16 такт - Дама: Первая гальярдная вариация в исполнении дамы: повтор движений кавалера. 17-20 такт - В паре лицом по линии танца 4 па гальярды, на последнем — разворот через внутренние плечи против линии танца. 21 - 24 такт - В паре против линии танца еще 4 па гальярды. На последнем счете: разворот в паре лицом друг к другу. 25 - 28 такт - Кавалер: Вторая гальярдная вариация в исполнении кавалера: 1 па гальярды в левую диагональ, 1 па гальярды в правую диагональ, 1 па гальярды через левое плечо с разворотом лицом в центр, 1 па гальярды через левое плечо с разворотом лицом к даме. 29 - 32 такт - Дама: Вторая гальярдная вариация в исполнении дамы: повтор движений кавалера. 33 - 36 такт - В паре лицом по линии танца 4 па гальярды, на последнем — разворот через внутренние плечи против линии танца. 37 - 40 такт - В паре против линии танца еще 4 па гальярды. На последнем счете: разворот в паре лицом друг к другу. 41 - 48 такт - Кавалер: Третья гальярдная вариация в исполнении кавалера: в обход дамы, не разворачиваясь корпусом — 1 па гальярды в левую диагональ, 1 па гальярды в правую диагоняль, 1 па гальярды, продвигаясь до положения правым плечом к плечу, 1 па гальярды, заходя даме за спину (оставаясь развернутым к ней спиной), 1 па гальярды, продвигаясь назад левым плечом к плечу, 1 па гальярды до своего изначального места, 1 па гальярды лицом к лицу в правую диагональ, 1 па гальярды в левую диагональ. 49 - 56 такт - Дама: Третья гальярдная вариация в исполнении дамы: повтор движений кавалера. 57 - 58 такт - Кавалер делает реверанс и подает даме руку. 59 - 60 такт - Дама делает реверанс и принимает руку кавалера. 61 - 64 такт - Общий реверанс.

Френсис Стюарт: Куранта (франц. courante, букв. - бегущая) - придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже 16-17 вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не простым заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении "ходить" (древние греки употребляли глагол "шествовать") заключался секрет куранты, которая явилась родоначальницей многих других танцев. Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства. В другой форме куранты кавалер и дама двигались самостоятельно. Отсюда возникла куранта с фигурами – Courante figuree. Любимая из фигурных курант выглядела так: три кавалера брали за руки трех дам и вели их под музыку на другой конец залы, оставив дам, один из кавалеров припрыгивал, делал разные жеманные жесты с грациозными движениями и снова подходил к одной из дам с предложением следовать за ним, то же делали и другие кавалеры, получив отказ, они становились на колени перед дамами, которые, поколебавшись подавали руки, и тут начиналась настоящая куранта, то есть хождение вокруг залы. Шествие вскоре временно прекращалось, чтобы кавалеры и дамы могли блеснуть красотою движений и изяществом манер. В XVII веке в Париже в танцевальной академии разработали куранту, которая стала прототипом менуэта, впоследствии вытеснившего свою прародительницу. Изначально, как уже говорилось, куранта исполнялась с припрыжкой, позднее – мало отделяясь от земли (terre a terre). По своему происхождению, по одной версии, куранта чисто французский танец, по другой итальянский, где он был известен под именем Corrente ("течение воды"), вследствие того, что при его исполении наблюдалось плавное колебание колен, при медленных скользящих движениях ног, напоминавших рыбу, нежно опускающуюся в воду и затем снова поднимающуюся на поверхность. Отличительными чертами французского вида куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических группировок, характер торжественный, плавный; итальянская же куранта имеет быстрый темп, постоянный муз.размер 3/4 или 3/8. В профессиональной музыке куранта сохранялась до 1-й половины 18 в. (инструментальные сюиты Баха, Генделя). Обычно куранта начинала все танцевальные вечера.

Френсис Стюарт: Вольта - (итал. - volta, от voltare - поворачивать) - старинный парный танец, разновидность ГАЛЬЯРДЫ,. Возник, по-видимому, в Италии, наибольшее распространение получил в Провансе. Темп быстрый, размер трехдольный. Во 2-й половине 16 - начале 17 в.в. был популярен в придворном быту многих европейских стран, особенно во Франции и Англии, позднее вышел из употребления. Основной рисунок танца состоит в том, что кавалер проворно и резко поворачивает высоко в воздухе танцующую с ним даму, обнимая ее за талия. Нетрудно догадаться, что блюстителям морали танец этот казался излишне смелым, даже вызывающим. Тем не менее он был любим и исполнялся в 16 в. Во всех европейских странах. Существует мнение, что вольта была любимым танцем королевы Елизаветы Английской, но наибольший успех она имела при французском дворе. Некоторые исследователи усматривают в движениях вольты, связанных с подъемом дам в воздух, прообраз будущей поддержки в сложной технике сценического танца.

Френсис Стюарт: Гавот - (фр. - gavotte, от прованс. - gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - старинный французский танец. Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный. В 16 веке термином гавот обозначали последовательность нескольких двойных БРАНЛЕЙ, а также заключительную часть некоторых сюит бранлей. Схема танца - открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Во время танца вперед выходила ведущая пара, которая исполняла сольную вариацию. Когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов или поцелуй. В 17 веке стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Композиция танца: И.п. Д -К - Д - К - Д - К - Д - К (все держатся за руки) Бранль - 8 двойных с Л 1 фигура солируют центральные К и Д с одновременным продвижением вперед Шаг влево Л, подскок на Л, приставка Пр, подскок на Пр Шаг влево с Л, удар ПР, вытянуть пятку Пр вперед Каденца вправо Подскок на Пр с выводом Л на круазе вперед Перескок на Л с выводом Пр на круазе вперед Каденца вправо Повтор с Пр вправо По завершении фигуры солировавшая пара обменивается поцелуем и расходится на края цепочки,, присоединяясь к остальным танцорам. Бранль - 8 двойных с Л Повтор первой фигуры новой образовавшейся в центре парой. Бранль - 8 двойных Л 2 фигура солирует вновь образовавшаяся в центре пара. Подскок на Пр с выводом Л вперед на носок Подскок на Пр с выводом Л вперед на пятку Шаг вперед Л, Л поворот на носке Л ноги на 360 2 шага вперед сПр каденца вправо Повтор фигуры с ПР По завершении повтора - поцелуй и расход на края. Бранль - 4 двойных Повтор 2 фигуры последней парой Бранль - 12 двойных 3 фигура - исполняется всеми танцующими одновременно с продвижением в Л сторону. 2 шага с Л 3 прыжка с Л ( темп в 2 раза быстрее, чем шаги) прыжок -скрутка вправо-влево 3 перескока с ноги на ногу (первой вперед выносится левая нога) Повторяется до конца музыки.

Френсис Стюарт: Джига (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в 16 в. В 17 в. танец стал популярным в странах Западной Европы. В лютневой музыке Франции 17 в. получила распространение жига в 4-дольном размере. В различных странах, в творчестве разных композиторов жига приобретала разнообразные формы и размеры - 2-дольные 3-дольные, 4-дольные. Бретонская джига Танцуется парами - либо по отдельности, либо строем, либо "ручейком". 1-4) Два трехшага вперед, на третий разворот лицом друг к другу, на четвертый разворот в обратную сторону (теперь мужчина справа). 5-8) Три трехшага вперед, на четвертый разворот 9-16) Еще раз то же самое 17-18) Два kick'а внешними ногами внутрь, два - наоборот 19-20) Девушка кружится против часовой стрелки под рукой молодого человека (1 или 2 оборота), проходя на его место впереди него, он - на ее место просто шагом 21-24) Опять kick'и, и девушка проходит обратно на свое место (просто шагом или с одним оборотом), спиной к молодому человеку, а он - на свое. 25-32) Еще раз то же самое Круговая джига Эта джига, как следует из названия, танцуется в круге. В круге строго чередуются кавалеры и дамы. В процессе танца пары меняются: на каждый кон танца кавалеры сдвигаются на 1 даму против хода движения. Начальная позиция - все стоят лицом против часовой стрелки, держась за руки. Похоже, что на самом деле это - переделанный рил Circassian Circle. 1-8) С правой ноги 8 трехшагов по кругу против часовой стрелки 9-16) С правой ноги 2 трехшага в центр круга, 2 - назад. Затем снова 2 в центр, 2 из центра. Во время движения в центр сомкнутые руки поднимаются и к концу продвижения кисти рук оказываются на уровне плеч. При движении обратно руки опускаются. 17-20) Все девушки на 2 трехшага с правой ноги выходят в центр, на "и" разворачиваются на левой ноге против часовой стрелки и за 1 трехшаг возвращаются в круг. При последнем, четвертом трехшаге девушки разворачиваются обратно лицом в центр через правое плечо (по часовой стрелке). Кавалеры все это время в такт хлопают в ладоши (8 раз). 21-24) Дальше на 2 трехшага выходят в круг кавалеры, разворачиваются, как и девушки, на левой ноге и делают 2 трехшага к девушке, которая находится от них в данный момент справа (изначально в круге она была слева). 25-32) Девушка и кавалер прижимаются правыми боками друг к другу, обхватывают дуг друга за талии правыми руками и кружатся на 4 трехшага. Начинают с правой ноги. Кружиться надо так, чтобы к концу четвертого трехшага кавалер был лицом по ходу круга против часовой стрелки. Он разворачивает партнершу и они начинают движение парой по кругу против часовой стрелки, держа руки на талии у партнера. Свободную руку кавалер держит согнутой за спиной, девушка - опускает вниз. Так пары проходят 3 трехшага, первый - с правой ноги. При выполнении четвертого трехшага пары вытягиваются в цепочку, чтобы начать танец сначала в ровном круге. Шотландская Джига Танцуется строем молодых людей против строя девушек 1-4) Партнеры делают шаг правой вперед, шаг левой вперед; затем шаг правой вперед с прыжком и встречаются правыми руками (просто касание предплечьем) и шаг назад на левую. 5-8) Два шага назад, и два прыжка, приземляясь в первом на правую, а во втором на левую ногу. 9-32) То же самое еще три раза 33-64) То же самое еще четыре раза, только при встрече руки не просто встречаются, а несильно сцепляются за предплечья 65-72) Два шага вперед, такой же прыжок вперед - но в момент прыжка партнеры поворачиваются на 90 градусов влево, и хлопают в ладоши над головой партнера, затем поворачиваются еще на 90 градусов и отходят на место партнера (так же, как в первых фигурах). 73-92) То же самое еще три раза 93-100) Первые партнеры держатся левыми руками за кисти, а правыми - за талию партнера и в таком хвате кружатся прыжками внутри строя до конца и встают в конец. Остальные в это время хлопают и плавно передвигаются к началу 101-...) Так же кружатся все пары, в результате все должны вернуться на свои места.

Карл II: Любимый танец нашего величества "Все рогоносцы в ряд" (нет, он правда так называется):



полная версия страницы