Форум » Королевская библиотека » Наша эпоха в кино » Ответить

Наша эпоха в кино

Джон Рочестер:

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Джон Рочестер: Красота по-английски (Stage Beauty) Собственно, фильм об искусстве быть собой. Правда, вопрос "Кто я есть?" слишком уж масштабен и поэтому авторы благоразумно решили не претендовать на его решение. Итак, на дворе 1660 год, а самую эффектную женщину на лондонской сцене зовут Нед Кинастон. Он в совершенстве играет женские роли, а коронной считается Дездемона - правда, "Отелло" уже давно не удавалось доиграть до конца, поскольку поклонники Кинастона желают смотреть спектакль ровно до смерти героини, а дальше им уже не интересно. У Кинастона есть костюмерша, лелеющая безумную мечту выступать на сцене. Она полагает, что умеет играть Дездемону, переняв все повадки Кинастона, но на самом деле играет Кинастона в образе Дездемоны, а не несчастную супругу ревнивого мавра. Ей удается выступить в этой роли на подмостках жалкого балагана, приплатив его хозяину, однако амбициозная девица неожиданно понравилась публике. Тайное становится явным, когда Кинастон и костюмерша, пардон, актриса Маргарет Хьюз, встречаются на званом ужине в королевском дворце. В ходе дискуссии об искусстве король принимает решение позволить женщинам выступать на сцене. Разумеется, Маргарет первым делом устремляется на пробы в родной театр, где и выслушивает от Кинастона все, что он думает о подобной мерзостной практике. Но это полбеды - хуже, что это нелицеприятное мнение подслушивает любовница короля, Нелл Гвин, и тут же устремляется к любовнику с жалобой. Результатом умелых действий Нелли становится запрет на исполнение женских ролей мужчинами, и Кинастон остается без работы. Тем временем, Маргарет Хьюз перестает быть диковинкой - актрисы появляются одна за одной, как грибы после дождя, а она не настолько хорошо играет, чтобы выдержать конкуренцию. Копия всегда хуже оригинала - на помощь призывают Кинастона, которому, в свою очередь, приходится немало побороться с собой, чтобы сыграть мужчину и научить Маргарет войти в образ Дездемоны. Маргарет и Кинастон (Клер Дэйнс и Билли Крудап) Матчасть, конечно, весьма и весьма условна, например, Нелл Гвин уже любовница короля, а в списке актрис упоминаются Барри и Брейсгирдл, которые в ту пору еще пешком под стол ходили. Отдельное спасибо переводчику за "графа Букингэма". Король Карл и Нелли Гвин (Руперт Эверетт и Зоэ Таппер) Мне очень понравился Руперт Эверетт - неужели я не видел ни одного фильма с ним раньше? Прекрасный актер, прекрасный король, условно-театральный, именно такой, какого требует атмосфера фильма. Перетекание из образа в образ - монарх - шут - не режет глаза. Великолепная Нелли Гвин, куколка, махровая блондинка. Вычитал, между прочим, что Зоэ Таппер успешно играет многострадальную Дездемону в театре :)

Джон Рочестер: Леди и разбойник (The Lady and the Highwayman) Фильм снят по роману Барбары Картленд, известной как самый продуктивный автор в мире. Книжки штампуются, как шоколадные медальки, и состоят из малого типового набора персонажей и интриг. Трепетная дева, загадочный кавалер, милостивый король, его злобная любовница - "Леди и разбойник" рекомендуется для просмотра в часы, когда думать решительно не хочется. В нем нет ничего непредсказуемого, и всякому будет лестно отождествить себя с "проницательным читателем", насквозь видящим козни автора. Собственно, лучшее, что здесь есть -молодой Хью Грант :) Нежная леди Пантея принуждена к браку жестоким сборщиком налогов, служащим Кромвелю. Однако от брачной ночи ее спасает появление галантного кавалера в маске, который любезно избавил новобрачного от денег, а леди - от супруга. Дева возвращается домой, инцидент не получает продолжения. Проходит время, и Пантею представляют ко двору, где ее персона тут же оказывается под пристальным вниманием леди Кастлмейн, которая стремится любым способом избавиться от потенциальной конкурентки. Разумеется, никто не может помочь деве в беде, кроме ее давешнего загадочного спасителя... Бонусом - король в исполнении Майкла Йорка

Элинор Гвин : Красота по-английски / Stage Beauty Перевод: Профессиональный (двухголосый), cубтитры: отсутствуют Формат: DVDRip, AVI, DivX, MP3 Страна: Великобритания, Германия, США Режиссер: Ричард Айр Жанр: Мелодрама, исторический Продолжительность: 01:45:38 Год выпуска: 2004 Скачать торрент здесь: http://www.torrentino.ru/torrents/6864


Элинор Гвин : Королевская милость / Restoration (1995) Режиссер: Майкл Хоффман/Michael Hoffman В ролях: Роберт Дауни-мл./Robert Downey Jr., Сэм Нил/Sam Neill, Дэвид Тьюлис/David Thewlis, Полли Уокер/Polly Walker, Мэг Райан/Meg Ryan, Иэн МакКеллен/Ian McKellen О фильме: Английский королевский двор времен реставрации монархии, полный бурлящих страстей и интриг. Молодой студент-медик Роберт Меривел получает место ветеринара королевских собак. Пытаясь защитить свою фаворитку Леди Селию от гнева королевы, Карл Второй предлагает Роберту вступить с ней в фиктивный брак. В награду Роберт получает титулы и поместья, но блеск богатства меркнет рядом с внезапно вспыхнувшей страстью. Выпущено: США Продолжительность: 117 минут Перевод: профессиональный двухголосый Качество: DVDRip Формат: AVI Размер: 1,4Гб Скачать торрент и посмотреть онлайн здесь: http://www.ex.ua/view/694807

Элинор Гвин : Частная жизнь Сэмюэля Пэписа / The Private Life of Samuel Pepys (2003) Страна: Великобритания Продолжительность: 00:59:29 Размер: 655 MB Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) Режиссер: Оливер Паркер / Oliver Parker В ролях: Стив Куган / Steve Coogan, Лу Дойллон / Lou Doillon, Зои Тэппер / Zoe Tapper, Эндрю Харрисон / Andrew Harrison. Описание: Сэмюэль Пэпис (Пипс) - младший современник Кромвеля, приятель Исаака Ньютона, свидетель казни Карла I и крупный чиновник времен реставрации английской монархии при Карле II, Веселом, - оставил свои откровенные дневники зашифрованными. Этот высокопоставленный, блестящий и уважаемый чиновник Адмиралтейства на самом деле был хвастливым, раздражительным, ироничным, щедрым и любопытным плутом, изменявшим своей жене, которую, впрочем, любил. В 1679 году Пэпис предстал перед судом по обвинению в присвоении денег, выделенных из госказны на нужды флота. Его дневники могли спасти его от казни, но также рассказали правду о его жизни... Скачать торрент (с регистрацией и рейтингом): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1907577

Джон Рочестер: Леди и разбойник / The Lady And The Highwayman 1989 Страна: Великобритания Продолжительность: 01:29:45 Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) Режиссер: Джон Хью В ролях: Хью Грант /Hugh Grant/, Клер Блум /Claire Bloom/, Лизетт Энтони /Lysette Anthony/, Майкл Йорк /Michael York/, Джон Миллз /John Mills/, Йен Бэннен /Ian Bannen/, Оливер Рид /Oliver Reed/, Эмма Сэммс /Emma Samms/ Скачать торрент и смотреть онлайн здесь: http://www.ex.ua/view/766288?r=2,23775

Элинор Гвин : Последний Король / Charles II - The Power and the Passion (2003) Страна: Великобритания Жанр: Историческая драма Продолжительность: 234 минуты Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) Режиссер: Джо Райт В ролях: Руфус Сьюэлл Мартин Тернер Йен МакДиармид Руперт Грейвз Michael Pober Райан Нельсон Диана Ригг Шон Биггерстаф Хелен МакКрори Ричард Роулэндс Описание: Его отец был казнен Оливером Кромвелем. Но после десяти лет, проведенных в изгнании за пределами Англии, король Карл II, триумфально возвращается на родину по приглашению парламента. Он нашел страну растерзанной после многолетней и кровопролитной гражданской войны. Продолжается ожесточенная борьба между протестантами и католиками, против короля плетутся заговоры, а его знаменитые амурные похождения приносят не меньше хлопот, чем политические проблемы. Хотя Карл II очень старался быть достойным королем, Великая чума 1665 и Лондонский пожар 1666 года почти, что поставили Англию на колени. Сможет ли Карл II восстановить свою родину во всем блеске ее былой славы? Все четыре серии здесь (онлайн, торрент, ави): http://www.ex.ua/view/902112?r=2,23775

Финеас Сигрейв: Тот же фильм на рутрекер.орг (торрентс.ру) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=70829 4 части +бонус, дополнительные материалы на русском, английском без субтитров (больше историческая справка, чем о фильме) И книга: Августейший мастер выживания: Жизнь Карла II Royal Survivor: A Life of Charles II Год выпуска: 2004 Автор: Стивен Кут / Stephen Coote http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2274371

Карл II: Лорна Дун / Lorna Doone (2000) Фильм снят по роману Ричарда Блэкмора, плодовитого викторианского писателя. "Лорна Дун" - единмственное его произведение, которое пользуется популярностью до сих пор. Действие разворачивается в 1675 году на западе Англии, где царят столь дикие нравы, что сложно поверить, будто на дворе уже цивилизованный семнадцатый век. Здесь живут честные и трудолюбивые люди, которых годами терроризирует благородное семейство Дун, разбойники в третьем поколении. Однажды жертвой Дунов становится фермер Рид, причем убийство происходит среди бела дня и на глазах у всего честного народа. Вдова и сын-подросток отправляются в самое злодейское гнездо, чтобы требовать справедливости, однако Дуны заявляют, что покойный Рид убил одного из них, и теперь они сами претендуют на компенсацию. Так разгорается пламя ненависти, однако - по закону жанра - в один прекрасный день Джон Рид встречает Лорну Дун, и на сцену выходит любовь... Есть еще экранизация 1990 года, где в роли главного злодея Карвера Дуна снялся Шон Бин. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=569911 Книгу я читал очень давно, но впечатление осталось довольное приятное, рекомендую. Скачать торрент и смотреть онлайн здесь: http://www.ex.ua/view/963450?r=2,23775

Карл II: Шлюха дьявола (сезон 1, 1-4 серии из 4-х) / The Devil's Whore (2008) Страна: США, Великобритания Перевод: Любительский (двухголосый), cубтитры отсутствуют Режиссер: Марк Манден Жанр: драма, военный, история Всего серий: 4 Продолжительность: 4х 0:52 В ролях: Андреа Райзборо, Доминик Уэст, Джон Симм, Том Гудман-Хилл, Тим МакИннерни, Питер Капальди, Майкл Фассбендер, Роб Ван Вуурен, Максин Пик, Адриан Шиллер Описание: Действие минисериала происходит в Англии середины 17 века, когда к власти пришел Оливер Кромвель, а страну охватила гражданская война. На фоне этих событий разворачивается история юной Анжелики Фэншоу, вымышленной героини, судьба которой переплетается с настоящими историческими персонажами. Скачать все четыре серии здесь (торрент, предупреждение - скорость невысокая!): http://www.torrentino.ru/torrents/16446

Элинор Гвин : "Любовница дьявола: Унесенные страстью", оно же в оригинале Devil's Whore - "Шлюха дьявола" Фильм, в общем-то, среднетемпературный, но мне неожиданно понравился. Сюжет банален: женщина и ее мужья на фоне эпохальных событий. В данном случае, речь идет о гражданской войне в Англии 17 в. Главную героиню зовут Анжелика, что уже настраивает отечественного зрителя на соответствующий лад. Исполнительница главной роли, Андреа Райзборо, на мой взгляд, очень хорошо вписывается в тогдашний канон красоты - спасибо ассистентам по кастингу, что обошлось без какой-нибудь силиконовой блондинки. История Анжелики Фэншо начинается, как ни банально, со свадьбы: король выдает замуж сиротку-подопечную за ее кузена Гарри, опять же, Фэншо. Молодые дружат с детства и нежно друг друга любят, однако атмосферу всеобщего праздника портят. К Анжелике по пути в церковь обращается женщина, чей муж, Джон Лилберн, поборник свободы, равенства и братства, в этот самый момент подвергается публичной порке. Анжелика не верит, что король может быть несправедлив, и отказывается вступиться. Гарри же нашептывают, что его невеста - "отрада всех мужчин", и он против воли верит в это, ведь в детстве кузина имела неосторожность поведать ему о том, что видела дьявола... Тут же на сцене возникает еще одно важное действующее лицо - безработный наемник Эдвард Сэксби, прибывший предложить свою шпагу принцу Руперту. Как Золушка в ботфортах, наблюдает он за свадебной пирушкой - невеста приплясывает на столе, дразня мужчин, а потом, по обычаю, бросает обезумевшим придворным подвязки. Принц Руперт дает ему поручение - добыть подвязку невесты, расторопный Сэксби при помощи пистолета вытребовал обе и одну оставил себе на память о дивном видении. Жизнь Гарри и Анжелики течет вполне счастливо, единственное, что нервирует молодого мужа - это неприличная страстность жены в постели. Приходится зажимать ей рот, чтобы она не охала, не стонала и не приговаривала всякие глупости. В поместье снова приходит миссис Лилберн, просить за своего мужа, гниющего в тюрьме Флит, но Гарри грубо ей отказывает и не менее грубо требует от попытавшейся вмешаться Анжелики смирения и покорности. Однако та не собирается так оставлять дело, и просит провести ее в тюрьму - кого бы вы думали? Верно, Сэксби, который оказался к тому моменту на службе у ее мужа и пробавлялся исполнением мелких поручений. Пара слов о правах женщин. Куда больше демагогии Лилберна меня впечатлила преданность его жены, безропотно отдающей с трудом добытые деньги на новый печатный станок и обивающей пороги властей - и при короле, и при парламенте, и при Кромвеле... Что касается Анжелики, то мне хотелось воскликнуть "Верю!" в тот момент, когда она вопрошает у диггеров: "Почему женщины после целого дня работы в поле еще и готовят мужчинам ужин?" Семейство Лилберн: Анжелика предлагает Лилберну передать от его имени слова примирения королю, но ее идея встречена, мягко говоря, без восторга. В камере так же присутствует еще двое посетителей: пока еще безвестные Оливер Кромвель и Томас Рейнсборо. Последний обещает, что вскоре мир перевернется, тогда придется и леди, и ее сопровождающему искать в нем новое место... Актер, играющий Кромвеля, просто-таки хрестоматийный злодей с виду, но пока его не назвали по имени, я бы не догадалась, что это он. Зато очень понравился Майкл Фассбиндер в роли Рейнсборо, порой, кажется, он даже искренне верил в то, что говорил, а молча был и вовсе прекрасен. Рейнсборо и Кромвель: Далее мы видим начало военных действий, где Сэксби поначалу выступает вместе со своим хозяином на стороне короля, нацепив на рукав свадебную подвязку Анжелики - в лучших традициях амур куртуаз. Разумеется, Гарри это шибко не нравится, однако Сэксби на его мнение глубоко наплевать, тем более, что он уже решил перейти на сторону победителей - войск парламента. Сменив масть, Сэксби сражается плечом к плечу с Лилберном, тоже вступившим в ряды армии. Вообще говоря, сюжетная линия король-парламент настолько не впечатляет, что мне о ней и сказать особо нечего, разве только то, что Карл Первый не понравился ужасно. Война идет своим чередом, парламентские войска одерживают победу за победой. Между тем, сдается им без боя и поместье Фэншо - Анжелика твердо была намерена умереть в родном гнезде, а Гарри был не менее твердо намерен сохранить ей жизнь, за что и поплатился собственной. Король приказывает его расстрелять, приговор приводится в исполнение в следующие полчаса. После мы встречаем Анжелику после двух лет вдовства - голодную, замерзшую и потерявшую всякий лоск. Ее на улице подбирает торговец зерном, кормит горячим ужином и намеревается использовать даму в качестве десерта, та неистово сопротивляется и всаживает ему нож в горло, после чего переодевается в одежду убитого и удирает на его лошади. В лесу она спасает от разбойников - кого бы вы думали? Правильно, Сэксби, который разочаровался в демократии парламентской армии и снова пустился в свободное плавание. Потом уже он спасает леди Фэншо от преследователей. Здесь, в лесу, он даже решается сделать шаг навстречу своей недосягаемой мечте - заманивает Анжелику купаться в голом виде и любуется ею с бережка. Тем не менее, мечта остается мечтой, и Анжелика, вернувшись в родное поместье, встречает там свою новую любовь в лице полковника Рейнсборо, которому теперь принадлежит ее земля. Рейнсборо, несмотря на изрядный военный и политический опыт, идеалист, верит в возможность всеобщего равенства и поддерживает Лилберна, который уже при новом режиме снова сидит в тюрьме. Анжелика проникается этим учением, Сэксби остается у полковника на службе - отчасти из уважения к Томасу, но более от любви к воей даме. Кромвель находит, что Рейнсборо становится слишком яркой фигурой на политической арене и решает его усттранить. Между тем, Анжелику опознают как "убийцу и шлюху дьявола" и привлекают к суду. Очень показательно, что она не решается рассказать Рейнсборо об обстоятельствах убийства - он слишком чист и порядочен. А вот Сэксби не страдает излишней щепетильностью: он присылает в зал суда отрезанную косу дочери обвинителя и скромную записочку, мол, если что, за ней прибудет и голова. Разумеется, все обвинения тут же снимаются... Собственно, чем мне понравился Сэксби более всех прочих претендентов: это практик, хотя ему не чужды моральные принципы, он не будет пускать розовые слюни там, где нужны действия. И при этом он удивительно деликатен в отношениях с женщиной, которую трепетно любит. Освобожденная Анжелика радует Рейнсборо известием о беременности и идет с ним под венец; наутро после брачной ночи полковник по личной просьбе Кромвеля отправляется в действующую армию, наказав Сэксби беречь миледи. Обратно в имение вскоре доставляют гроб - Рейнсборо убит, а дело Анжелики возобновляется. Ее приговаривают к повешению, ребенок в тюрьме рождается мертвым (Сэксби в это время преданно сидит под дверью камеры). В подвенечном платье она восходит на эшафот, палач совершает казнь, но стоит главгаду, приехавшему полюбоваться, укатить прочь, как палач кидается доставать даму из петли и делать ей искусственное дыхание. Правильно, опять Сэксби... Немного осмелев, он решается предложить леди свою руку и сердце - о, фиктивно, фиктивно, я ни на что не претендую, мне просто удобнее будет вас защищать. О чудо! Анжелика соглашается. Счастливый молодожен отправляется усмирять роялистские бунты, а новобрачная решает поселиться в общине диггеров, откуда ее в скором времени просят вон как ходячее искушение диавольское. Вместе с ней общину покидает и юноша Кристиан, который восхищает Анжелику своими проповедями о Господней любви на земле, как оказывается - проповедник-то засланный главгадом, и намерен даму опять подвести под эшафот. Но очень своевременно возвращается из Ирландии полковник Сэксби. Побеседовав с супругой о том, кто этот молодой человек, и услышав в ответ лепет о духовном братстве, он выходит из терпения и едва не осуществляет свои права силой, однако сдерживается и со слезами на глазах отпускает жену на все четыре стороны. После того, как Сэксби в очередной раз спасает Анжелику, отношения между ними налаживаюися настолько, что они даже принимаются плести заговор против зарвавшегося Кромвеля. Итог закономерен для жанра - после смерти мужа беременная Анжелика возвращается в деревню и там, на лоне природы, умиротворяется, возлагая большие надежды на светлое будущее своего дитяти... В общем итоге, четыре серии фильма посмотрелись на одном дыхании, скучно практически не было, если не считать нескольких политических моментов. Размещено с ведома автора

Элинор Гвин : Распутник / The Libertine (2004) Страна: Великобритания Жанр: драма Продолжительность: 01:49:31 Перевод: Профессиональный (закадровый многоголосный перевод с лицезии от CP) Режиссёр: Лоуренс Данмор В ролях: Джонни Депп, Джон Малкович, Саманта Мортон, Розамунд Пайк, Пол Риттер, Том Холландер Описание: Экранизация истории одного из самых неоднозначных и противоречивых исторических персонажей XVII века — Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера (1647—1680). Поэт, политик, плейбой, бисексуал — он был фаворитом Карла II, но из-за своего безрассудного поведения неоднократно лишался покровительства монарха. Вернувшись из очередного заключения, Уилмот попадает на премьеру в театр, где публика засвистывает молодую и неопытную актрису Элизабет Барри. Договорившись о том, чтобы её оставили в театре, Уилмот предлагает ей уроки актёрского мастерства. В отличие от большинства окружающих Уилмота женщин, Элизабет не даёт ему сразу шансов на отношения. Уилмот восхищается Элизабет, и продолжает испытывать к ней чувства до конца своих дней. В это же время Карл II просит Уилмота написать и поставить пьесу, которая бы подняла престиж Карла и помогла ему решить многочисленные проблемы во внутренней и внешней политике. Скачать торрент, ави или смотреть онлайн здесь: http://www.ex.ua/view/255872

Клод Дюваль: Убить короля /To Kill a King (2003) Страна: Великобритания, Германия. Режиссер: Майк Баркер В ролях: Тим Рот, Дугрэй Скотт, Руперт Эверетт, Оливия Уильямс, Джеймс Болам Англия, 1645 год. Страна в руинах. Эпоха бунтов закончилась: пуритане свергли короля Карла I и уничтожили коррупцию. Гражданская война выявила двух лидеров парламентских сил: лорда Томаса Ферфакса и его верного соратника генерала Оливера Кромвеля. Им предстоит реформировать и объединить страну. Аристократ Ферфакс настаивает на мягкой реформе и сохранении монархии, а выходец из низов Кромвель требует казни короля. Ферфакс убеждается в том, что Кромвель опасен. Начинается эпоха заговоров и закулисных игр. В интригах участвуют самые влиятельные лица государства... Скачать торрент, ави или смотреть онлайн здесь: http://www.ex.ua/view/1356641

Джон Рочестер: BBC: История Британии / A History Of Britain (2000-2002) Конкретно о нашей эпохе девятая из пятнадцати серий, "Революции". Краткое содержание в цитатах: "Ирония воцарения Карла Второго была в том, что он был не преемником Карла Первого, а Кромвеля". "Карл был неспособен отказать женщине, пригласившей его в постель" "Мальчишеское увлечение Карла оптикой говорило о том, что он станет новым видом Стюартов, чей взгляд не блуждает в туманах абсолютизма, а точно сфокусирован на реальности. Он мог стать новым явлением - Благоразумным Стюартом" "Карла подозревали в том, что в его правительстве были скрытые католики, так оно и было. Его подозревали в связях с Людовиком, так оно и было. Но на самом дела дела обстояли еще хуже! Брат короля, герцог Йоркский..." "Карл встретил самый мощный кризис своего царствования самым мощным оружием - разумом...." "Когда члены палаты общин набились в зал, чтобы услышать слова капитуляции короля, им явился Левиафан в горностаевой мантии!" "Яков сумел настроить против себя все естественных союзников и стать еще более опасной версией своего отца" "Ребенок был окрещен по католическому обряду. Теперь католиком был не один король, а династия. Что же делать? Ну, что-то необычное!" "Вильгельм Оранский хотел спасти страну от угнетателей-католиков" "Он высадился в Торбее в годовщину заговора Гая Фокса. Господь явно был протестантом" К слову, закадровый текст о развращенности двора сопровождает демонстрация крупным планом портрета Фрэнсис Стюарт.

Карл II: Короли и королевы Англии / The Kings and Queens of England (2004) В шести эпизодах этого документального сериала рассказывается о 41 короле и королеве Англии с 1066 в настоящее время - почти 1000 лет британской монархии. Конкретно о нашем периоде - в 4 серии, "Стюарты"

Элинор Гвин : Амбер навсегда / Forever Amber (1947) Описание: Фильм по роману Кэтлин Уинзор рассказывает романтическую историю красавицы-авантюристки Амбер, до дна выпивающей чашу страданий. Судьба бросала ее то вверх, то вниз. Искательница любовных приключений, она сумела подняться из мрачной тюрьмы и стать фавориткой короля. Но печальная участь отвергнутой любовницы не минует ее, и она будет благодарна конюшему, после того как Карл II удалит ее от себя. В картине, разумеется, много безрассудства, распущенности и плутовства в духе XVII столетия, налицо обязательные составляющие атмосферы королевского двора. На фильм было потрачено 4 млн. долларов. 250 тысяч долларов пошло на то, чтобы создать и спалить Лондон 17 века, 100 тысяч – на реконструкцию крыла дворца Уайтхолл, 90 тысяч – на туалеты Эмбер. Фильм "Forever Amber" имел не менее скандальную историю, чем книга. Съемки начались в марте 1946г. на киностудии "20-й Век Фокс". Режиссером был Джон Шталь, а роль Эмбер исполняла малоизвестная ирландской артистка Пэгги Камминс. Но после 39 съемочных дней исполнительный продюсер Даррил Занук все забраковал. Новый режиссер, Отто Премингер, решил, что сценарий надо переписать, а Пэгги, которую он считал "невообразимо непрофессиональной", заменить. В роли Эмбер он видел натуральную блондинку Лану Тернер, но у нее был контракт с киностудией "Метро Голдвин Майер", и Д. Занук не хотел снимать "чужую" звезду. В результате пока Отто Премингер дорабатывал сценарий, Д. Занук утвердил на роль Эмбер брюнетку Линду Дарнелл. Тем временем еще не снятый фильм уже подвергся разгрому со стороны церкви. «Католический Легион блюстителей приличий», имевший большое влияние на голливудские студии и их продукцию, внес фильм в список запрещенных картин, осудив «гламуризацию аморальности и распущенности». После 2-х месяцев переговоров c представителями церкви киностудия сдалась и уступила. Режиссеру было приказано внести все изменения, на которых настаивал Легион, что Отто Премингер и выполнил. В свое оправдание он заявлял, что ему самому книга не нравится и он не испытывает чувства утраты в результате подобной цензуры. Наиболее «рискованные» аспекты романа были затушеваны, многие сцены - вырезаны, что привело к нестыковкам. Эмбер оставили только одного мужа и одного внебрачного ребенка, а "армию любовников" сократили до 4-х. Если это 1) Лорд Карлтон (любовь всей ее жизни), 2) разбойник Джек Моллард (вызволивший ее беременную из тюрьмы), 3) Капитан Морган (собиравшийся жениться на ней) и 4) Карл II (Боже, храни Короля!), то Эмбер получилась почти святая!)) Фильм был номинирован на премию "Оскар" (1948г.) за лучшую музыку к драме или комедии. (c)

Клод Дюваль: Королевская милость / Реставрация/ Restoration (1995) Неизбежно сравнение книги и экранизации, однако и роман Роуз Тремейн, и снятый по нему одноименный фильм - это вещи больше философские, нежели исторические. Книга написана от первого лица и, собственно, представляет собой внутренний монолог, однако авторы фильма сочли необходимым кратенько рассказать, о какой эпохе пойдет речь - на мой взгляд, это было совершенно излишне, потому что фон, на котором разворачиваются события, так же условен, как декорации в балагане. Пускаясь в область домыслов, могу предположить, что эпоха веселого короля Карла была избрана автором, во-первых, за символичность названия (как мы увидим, термин "реставрация" будет трактоваться в широком смысле), а во-вторых, за два апокалиптичных события - Великую чуму 1665-го года и Великий же пожар 1666-го (хотя Варфоломеевская ночь, например, не хуже проиллюстрировала бы идею романа). Итак, главный герой "Реставрации" - доктор Роберт Меривел (Роберт Дауни-младший), любимый классиками тип "маленького человека". Дни он проводит в больнице, понимая, что пациенты выздоравливают или умирают не столько из-за врачебного вмешательства, сколько исключительно по Божьему попущению. Ночи Роберт посвящает пьянкам и женщинам, коль скоро от него ничего не зависит - надо получать от жизни хоть какое-то удовольствие... Доктор Джон Пирс, квакер и его хороший друг, до чрезвычайности огорчен таким поведением Меривела, он, как и многие окружающие, убежден, что Роберт - врач от Бога, но зарывает свой талант в землю, не пытаясь развивать свои способности. Меривел же твердо намерен просто коптить небо, предаваясь мелким житейским радостям. Но вот его приглашают посмотреть живую диковинку - человека, у которого некая язва разъела плоть и ребра, так, что теперь в отверстие видно бьющееся сердце, к которому хозяин великодушно позволяет прикоснуться любопытствующим: "Вы не боитесь? - Я по ту сторону страха, сэр, а вы?". Меривел один осмеливается дотронуться до сердца, и потрясен, узнав, что человек этот ничего не чувствует. Если до сих пор можно было счесть, будто "Реставрация" - обычное костюмное кино, тут становится ясно, что буквально воспринимать происходящее не стоит. Это ощущение усугубляется явлением бога из машины, короля в исполнении Сэма Нила. С тем же успехом это мог быть римский император или египетский фараон, поскольку Нил играет не столько Карла Второго Стюарта, сколько персонифицирует власть как таковую, будто в средневековом моралите. Его Величество ужасно расстроен: больна его любимая, ненаглядная... собачка. Меривела заметили после истории с сердцем как человека незаурядного, поэтому король доверяет ему крошку Лулу, заодно создав все условия для лечения - доктора кормят деликатесами, укладывают спать на пуховые перины и т.д. Однако Меривел прекрасно понимает, что все это закончится со смертью Лулу, а он, увы, не имеет ни малейшего понятия о том, как исцелить несчастное животное. Замечу в скобках, что ветеринария как таковая тогда не существовала, да и, по большому счету, все создания Божии имеют схожее внутреннее устройство - следовательно, у короля были основания верить, что Меривел, одаренный врач, все же найдет способ помочь Лулу. Тот же избирает тактику невмешательства и - о чудо! - она выздоравливает. Так для Меривела наступает эпоха процветания: его назначают лечащим врачом королевских спаниелей, он получает возможность участвовать во всех придворных развлечениях и даже более того - развлекать короля своей неловкостью. Разумеется, медицинская практика Роберта превращается в полную фикцию, он делается чем-то вроде шута, но это положение его вполне устраивает - разве не о беззаботном веселье он всегда мечтал? Однако мораль басни логика событий требует, чтобы грешника постигло возмездие. Кара за легкомыслие кажется не такой уж страшной - Карл ненавязчиво просит Меривела вступить в брак с леди Селией, амантой Его Величества, попутно посвящая будущего рогоносца в рыцари и даруя ему поместье Биднолд, куда Роберту надлежит удалиться сразу после свадьбы - ведь и речи нет о том, чтобы предъявлять какие-либо права на супругу. И все бы хорошо, и даже не так стыдно уползать из брачной спальни на четвереньках, пока король объезжает новобрачную, если бы только Меривел не влюбился в свою супругу с первого взгляда. Как это водится в назидательных историях, бедняге даруют рай, однако указывают на дерево с запретным плодом. Или как в сказке про Синюю Бороду: "Открывайте все двери, всюду ходите, но входить в эту маленькую комнату я вам запрещаю, и запрещаю так строго, что, если вам случится открыть туда дверь, вы можете всего ждать от моего гнева”. Новоиспеченная леди Меривел остается в Уайтхолле, а сэр Роберт отправляется в деревню, где от тешит себя мыслью о том, что Селия вот-вот приедет, надо сделать ремонт... сменить мебель... облагородить парк... В конечном счете она действительно появляется, когда муж перестал ее ожидать - король счел необходимым удалить леди Меривел от двора. Поскольку Селия воспринимает мужа как безобидного дурака, она настроена довольно дружелюбно, тем более, что Роберт всячески пытается поддержать ее веру в то, что не сегодня-завтра за ней пришлют из Лондона. В самом деле, через некоторое время в поместье прибывает мистер Финн, живописец, отправленный королем, чтобы написать портрет Селии. Разве может быть более красноречивый знак того, что король снова желает видеть свою любовницу? Кроме, разумеется, прямого приглашения. Когда в Уайтхолл призывают Роберта, Селия окончательно убеждается в том, что скоро вернется к королю, который сообщает Меривелу, что ожидает его жену обратно, когда портрет будет закончен. Но тот вовсе не желает расставаться с женой и дает ей понять, что Карл относительно ее возвращения не отдавал никаких распоряжений. Пользуясь подавленным состоянием Селии, Роберт пытается осуществить свои права мужа, однако вызывает у нее лишь отвращение. До короля доходят новости о том, что творится в Биднолде, и Меривел теряет королевскую милость, а вместе с ней - поместье. Изгнанный из рая Адам вынужден взяться за соху, простите, за ланцет. Он по приглашению Пирса прибывает в дом умалишенных, где квакеры присматривают за больными, привлекают к труду тех, кто на это способен,и лечат все душевные болезни кровопусканиями. Надпись на воротах "Узри: я очистился в горниле страданий" недвусмысленно намекает на то, что здесь Роберта ожидает чистилище и последующее нравственное перерождение. Он пытается разнообразить методы лечения, предлагает искать причину безумия, чтобы устранить ее, а также устраивает для пациентов танцы, которые действительно позитивно влияют на их состояние. Среди прочих здесь содержится молодая женщина, Кэтрин - ее душевное расстройство проявляется в совершенной бессоннице и передвижении "шагом ухода", как она это называет. Общаясь с ней, Меривел выясняет, что Кэтрин проспала момент, когда утонула в реке ее дочурка, а после ее муж переступил через нее, спящую, чтобы исчезнуть навсегда. Роберт дерзновенно предполагает, что Кэтрин вовсе не безумна, постепенно они сближаются и становятся любовниками. В то же время у Пирса открывается скоротечная чахотка, и Меривелу приходится снова взяться за диагностику, терапию и рецептурные справочники. Спасти друга ему не удается, но это заставляет Роберта хорошенько задуматься о том, как проходит его жизнь. Тут выясняется, что Кэтрин беременна, так что Меривел расстается с квакерами и душевнобольными, чтобы вместе с ней отправиться в Лондон, начинать с чистого листа - благо, его спутница вовсе не так простодушна и беспомощна, более того, в чем-то даже более практична, чем Меривел. В столице все больше людей умирает от чумы и все меньше врачей остается в городе, чтобы помогать больным, но ему пока не до этого. Во время родов становится очевидным, что нужно сделать кесарево сечение - это верная смерть для Кэтрин, и Роберт просит ее выбирать. Не колеблясь, она просит спасать ребенка - так на свет появляется крошка Маргарет. Меривел и в самом деле очищается через страдание, теряя самых близких людей и переоценивая смысл жизни. Поручив дочку заботам няни, он отправляется в чумной карантин, чтобы предложить свои услуги доктора. Символичен поступок Роберта, когда он топором выламывает заколоченную дверь барака, где вперемешку содержатся здоровые и зараженные. В память о друге, желая оправдать его надежды, Меривел называется именем Джона Пирса - и именно как Пирса его снова призывают в Уайтхолл. Его Величество ужасно расстроен: больна его любимая, ненаглядная... леди Селия. Король просит доктора, большого специалиста, осмотреть даму и назначить лечение. Скрываясь под маской чумного доктора, Роберт считает, что останется неузнанным. Между ним и Селией происходит диалог, который объясняет идею всего фильма (в книге финал другой): - Как бы мне достичь такого понимания? - Раньше в таинственные моменты своей жизни, ища объяснение, я смотрел на звезды. Но звезды дают лишь часть ответа. Теперь я смотрю на себя и на тех, кто верил в меня и любил меня таким, каков я был. Теперь я знаю, что мы в силах сами творить свою судьбу. К счастью для короля и Селии, она не больна чумой, это всего лишь лихорадка. Также "доктор Пирс" радует Карла известием о беременности любовницы и уходит из дворца умиротворенным, но... Лондон в огне, и где-то там, среди рушащихся домов, Маргарет и ее няня. Меривел бросается домой, но все тщетно, город превратился в пылающий ад. Потеряв сознание, Роберт счастливо свалился в лодку, которую течением принесло в окрестности Биднолда, Меривела опознали и доставили на попечение слуг (к слову, роль лакея Билла Гейтса играет Ян МакКеллен). Придя в себя, Роберт понимает, что его дочка погибла - наступает момент для второго явления бога из машины. Вслед за сворой спаниелей в комнату входит король, который сообщает множество хороших новостей: прежде всего, Селия выздоровела и поделилась с королем подозрениями относительно странно знакомого голоса врача, а после во дворец пришла некая женщина с ребенком, разыскивающая доктора Меривела, каковую и доставили в Биднолд, который отныне снова принадлежит Роберту в награду "за жизни, спасенные вами, и за то, каким человеком вы стали". Духовное становление героя завершилось, его заслуги вознаграждены, новые жизненные ориентиры установлены, мораль очевидна - занавес, леди и джентльмены. Реставрация человеческой души завершена, и теперь главное - не позволить ей снова обветшать и прийти в запустение. (с) ведома автора

Элинор Гвин : Алая буква /The Scarlet Letter (1995) Дело было в году Господнем 1666, в американской колонии с благозвучным названием Массачусетс, где обретались пуритане, решившие строить новую жизнь вдали от соблазнов Старого Света. И была у них только одна беда - индейцы, пока из Англии не приплыла вторая, миссис Роджер Принн (по крестному имени Эстер). Муж ее, доктор Принн, отправил молодую жену вперед, чтобы она обустроила дом, наняла прислугу и приготовила супругу самую радушную встречу. Местные шокированы таким вольнодумием мужа, но вскоре убеждаются, что и жена ему под стать: цитирует Библию, читает не только Писание, но и светские книги, одевается недостаточно уныло, самостоятельно покупает рабов... При этом - самое ужасное! - искренне не понимает, что вызывает такое возмущение новых соседей. Люди привезли в новый мир старые предрассудки, и ни на мгновение не позволяют ни себе, ни другим забыть о них. Однажды, гуляя в лесу, Эстер замечает купающегося мужчину и не удерживается от соблазна тайком понаблюдать за ним. Позже, когда по пути в церковь, повозка застряла в грязи, прекрасный незнакомец безуспешно помогает вытащить ее, но в итоге они с Эстер прибывают на воскресную службу верхом. Мужчина внезапно оказывается местным священником, преподобным Артуром Диммсдейлом. Он большой энтузиаст веры, переводит Библию на язык индейцев и уверен, что именно здесь, в Массачусетсе, возможно воплотить в жизнь дух Господних заветов. Как и следовало ожидать, между Эстер и Артуром возникает симпатия, постепенно перерастающая в более сильное чувство, однако впереди виднеется перспектива приезда доктора Принна. Тайное желание Эстер - чтобы муж никогда не приезжал- сбывается странным и малоприятным образом. На причаливший корабль из Англии нападают индейцы, вырезают вновь прибывших колонистов, тела которых потом смывает приливом в океан. Таким образом, вопрос о том, жив или мертв Роджер Принн, остается открытым - трупа нет, значит, нет и уверенности. По закону его жене следует выждать семь лет, чтобы снова вступить в брак, если пропаший без вести не появится. Однако Эстер отдается Артуру в ту же ночь, как узнала о предполагаемой гибели мужа. Вскоре местные дамы, которые бывают на "женских собраниях" у миссис Принн, подают на нее жалобу по двум пунктам: во-первых, она ведет богохульные речи, заявляя, что может общаться с Богом напрямую, а во-вторых, беременна неизвестно от кого, не исключено, что и от самого дьявола. Эстер арестовывают и заключают в тюрьму, требуя назвать имя того, с кем она совершила прелюбодеяние и публично покаяться. Артур порывается признаться в своем отцовстве, однако она его отговаривает. Полгода Эстер проводит в тюрьме безо всякого формального обоснования, к ней не пускают никого, кроме местных старейшин, которые исправно раз в неделю являются требовать ее покаяния. В заключении она рождает дочь, которую называет Перл. Артура допускают в камеру как священника, чтобы он свершил обряд крещения и довел до ведома Эстер решение старейшин. Ее освобождают, однако отныне ей предстоит носить на платье алую букву "А" - "адюльтер", а по городу ее должен сопровождать мальчик-барабанщик,чтобы всякий слышал о приближении блудницы и при желании мог брезгливо отойти. Впрочем, этот приговор еще мягок, а вот если все-таки объявится доктор Принн, то прелюбодейка должна непременно быть повешена. Как уже догадались проницательные читатели, муж Эстер остался в живых и около года пробыл в плену у индейцев, которые, в итоге, нашли его пребывание в племени неприятным для духов и отпустили белого восвояси. Он возвращается в город как раз в тот день, когда Эстер выводят на эшафот, чтобы пришить ей на платье знак позора. Тайком, ночью, Принн объявляется дома, намеренный и впредь сохранять инкогнито, пока не выяснит, кто наставил ему рога. Миссис Принн удается предупредить об его приезде преподобного Диммсдейла, и когда в городе появляется некий доктор Чиллингворт, тот уже готов к любому подвоху. Именно с легкой руки доктора ползут слухи о том, что Господь прогневался на колонистов и собирается наслать на них кровожадных индейцев, ибо в округе кое-кто практикует черное колдовство. Тыкать пальцем не приходится - местные сами с энтузиазмом тащат на суд Эстер и ее ребенка. Доктору поручается исследовать малышку и выяснить, нет ли на ее теле сатанинских знаков. Принн находит родимое пятно на животике Перл, однако до поры до времени хранит молчание, заявляя официально, что ребенок чист. Тем не менее, он продолжает поддерживать всеобщую истерию, намекая, что ведьмой может быть повитуха Гарриет, принимавшая младенца, и обращаясь за свидетельством немой служанки Эстер - гримасы и жесты бедняжки можно толковать так, как удобно. Повитуха пытается скрыться в доме Эстер, однако ее арестовывают, и доктор проводит повторную экспертизу над Перл, на сей раз во всеуслышание назвав девочку дитям самого дьявола. Артур, который до того времени виделся с любимой и дочерью лишь на людях, решается встретиться с ними в лесу и предлагает бежать, однако Эстер не может покинуть в беде Гарриет. За семейной идиллией из зарослей наблюдает неугомонный Принн-Чиллингворт... Замаскировавшись под индейца, разгневанный муж нападает на некоего всадника, глухой ночью выезжающего из усадьбы Эстер, перерезает ему и горло и снимает скальп, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, чьих это рук дело. Однако Принн обознался, его жертвой стал местный мачо, решивший нанести потаскушке Принн дружеский визит. После неудачной попытки изнасиловать Эстер он торопится в город и попадается под руку лже-индейца.Это вызывает новую волну массового психоза, местные жители запирают под замок живущих в городе обращенных индейцев и раздают оружие, готовясь к нападению дикарей, а заодно решают профилактически вздернуть ведьм, присоединив к Гарриет и Эстер. Артур посылает гонца в племя, чтобы индейцы-язычники спасли своих сородичей от гнева просвещенных христиан, и спешит расправиться с Принном, но обнаруживает его висящим в петле. Это развязывает ему руки, и, взбежав на эшафот, где палач уже готов казнить Эстер, Артур во всеуслышание объявляет себя ее любовником и отцом Перл. Увы, красноречие его оставило добрых массачусетцев равнодушными, они требуют вздернуть и его, но, к счастью, вовремя поспевают индейцы, и всем становится не до моральных проблем. Впоследствии губернатор приносит Эстер официальные извинения, она вступает в брак с Артуром, и семейство переезжает в Каролину, где нравы были куда мягче. Там они жили недолго, но счастливо - Артур умирает, когда Перл не было и десяти лет, а Эстер до конца жизни остается ему верна. Что в фильме хорошо: актерский состав, американские пейзажи, ненавязчивое музыкальное оформление. Что плохо: не поверила ни на минуту. Понятно, что герои романа Натаниэля Готорна, созданного в 1850 году, изображались им примерно в таком духе, иллюстрируя нравственные убеждения автора, но все же человеческого по сравнению с назидательным в фильме оказалось как-то мало. Кино получилось похожим на саму Эстер Принн - слишком пуританку, чтобы быть украшением салонов, и слишком либертинку, чтобы вести занятия в воскресной школе. (с) ведома автора

Анна Гайд: Отчаянные дегустаторы отправляются... / The Supersizers go (2007) Писатель, ресторанный критик Джайлз Корен вместе с известной британской комедийной актрисой, писательницей и радиоведущей Сью Перкинс «отправляются» в прошлое, чтобы жить и питаться так, как это делали в Британии в различные исторические эпохи. Их одевают в костюмы соответствующего исторического периода, направляют к доктору и затем отвозят в дом, декорированный в стиле нужной эпохи. В том же духе их там кормят, нередко приводя героев в состояние шока. В конце каждого испытания доктора приходят к удивительным выводам… (с) Вывод об эпохе Реставрации врач делает еще до того, как герои начинают очередную экспериментальную неделю, и вывод этот вполне предсказуем: пища англичан шестидесятых годов семнадцатого столетия была очень и очень нездоровой с точки зрения современной медицины. Джайлз и Сью будут изображать супружескую пару, лично у меня стойко ассоциирующуюся с мистером и миссис Сэмюэл Пипс - чиновника с годовым доходом в 500 фунтов и его супругу. Зритель увидит много интересного, однако надо быть готовым к тому, что участникам шоу не понравится буквально все, что они испытают и испробуют. Этот негативизм заставляет в целом оценить сериал на три с плюсом.

Анна Гайд: Черный лебедь / The Black Swan (1942) Позволю себе поместить в раздел "Наша эпоха в кино" этот фильм, поскольку деяния Генри Моргана прогремели именно в пору правления Карла Второго :) Кинолента по одноименному роману Рафаэля Сабатини. После своего назначения губернатором Ямайки Генри Морган решает начать борьбу с пиратством, что приходится, мягко говоря, не по душе его бывшим соратникам. Его сторону принимает только капитан Джейми Уоринг, который не только противостоит злодеям, но и борется за сердце строптивой девицы Маргарет, дочери предыдущего губернатора, которую он выкрал накануне свадьбы...

Элинор Гвин : Худшие профессии в истории Британии/The Worst Jobs in History (2004-2007) Английский актер Тони Робинсон представляет удивительное расследование о самых непривлекательных профессиях, которые, оказывается, сыграли немалую роль в истории Британии. Программа рассказывает о влиянии тяжкого труда сотен мужчин и женщин на самых низших ступенях карьерной лестницы на многие сферы жизни страны. От римских завоеваний до правления королевы Виктории, Тони Робинсон не только выявляет наихудшую профессию каждой эпохи, но примеряет их на себя (с) Шесть серий первого сезона есть на русском языке: "Темные века", "Средневековье", "Правление династии Тюдоров", "Правление династии Стюартов", "Георгианская эпоха", "Викторианская эпоха". Во втором сезоне профессии группируются по другому принципу: "Городские", "Королевские", "Промышленные", "Морские" и "Сельскохозяйственные". Есть еще дополнительная серия - "Худшие рождественские профессии в истории". Первая профессия, о которой Тони Робинсон рассказывает в стюартовской серии, это добытчик селитры. Чтобы получить порох, приходилось перерабатывать навоз и мочу, разумеется, этим занимались только те, кто не мог подыскать себе что-нибудь другое. Дальше рассказывается о рискованном ремесле петардщика - подрывника, говоря современным языком. Главным в этой работе было умение быстро бегать, как легко догадается проницательный зритель. Мастер изготовлял петарду, наполненную четырьмя килограммами пороха, а помощнику предстояло закрепить ее на крепостных воротах и умчаться раньше, чем она взорвется, или в него попадут из вражеских мушкетов. Носильщик портшеза - работа, требующая недюжинной физической силы, причем не только для того, чтобы таскать тяжести, но и чтобы отбиваться от уличных грабителей. Пикантная работа ожидала блохолова - очищать от насекомых роскошные парики. Дезинфектор (не уверена, правда, что тогда это так и называлось) окуривал серой жилища, чтобы предотвратить распространение заразных болезней. Прямыми преемниками этих тружеников являлись чумная сиделка, мортус и могильщик - во времена Великой Чумы очень нужные и востребованные профессии. Сюда же можно присоединить ремесло живодера, истребляющего вредных животных - кошек и собак, разносящих заразу. Экзотический жабоед на поверку оказывается рекламным агентом врача-шарлатана - проглатывая ядовитую лягушку, он после принимал чудодейственное снадобье и живым примером доказывал его эффективность. Живопись, как оказывается, тоже дело нелегкое, что доказывает пример Джеймса Торнхилла, расписывавшего купол собора Святого Павла. Так, художнику только взбираться наверх приходилось 45 минут. Завершает эпизод малоаппетитная демонстрация того, как изготавливались струны для скрипок - для этой работы не мешала предварительная практика на бойне. Изложено все очень живенько, а ведущий честно попробовал на себе все, о чем повествует :)

Элинор Гвин : What The Stuarts Did For Us (2002) Научно-популярный мини-сериал, в котором ведущий Адам Харт-Дэвис исследует новшества стюартовской эры в разных сферах человеческой жизни. Что же дала Англии эта эпоха? - новую конструкцию крыш; - знаменитые кофейни; - учение Фрэнсиса Бэкона; - пожарные бригады; - общественный транспорт; - уличное освещение; - микроскоп и телескоп; - самое главное, но не последнее в списке - объединение Англии и Шотландии в единое государство. Примечание: обложка от диска-сборника двух сериалов, соответственно, о Тюдорах и о Стюартах.

Элинор Гвин: Harlots, Housewives and Heroines - A 17th Century History for Girls (2012) 22 мая канал BBC начал показ трехсерийного фильма "Куртизанки, домохозяйки и героини - История 17 века для девушек". Доктор Люси Уорсли познакомит зрителей с нравами и обычаями Реставрации, выдающимися женщинами той эпохи и сама попробует вжиться в образ женщины семнадцатого века.

Элинор Гвин: Harlots, Housewives and Heroines - A 17th Century History for Girls (2012) Первая серия, посвященная придворным дамам, показалась мне не слишком содержательной, суть всего, в ней показанного, сводилась к следующему: в эпоху Реставрации женщины получили шанс сделать карьеру, разделив постель с королем. В отличие от предыдущих эпох, теперь эти интимные связи не только не скрывались, но и открыто оплачивались от государственной казны. Женская чувственность становилась предметом демонстрации и восхищения, мода на откровенные наряды и косметику резко контрастировала с суровыми нравами пуританской эпохи. Любовницы короля влияли на политику и общественное мнение, становились герцогинями и обретали значительные состояния. Самым ярким примером является, конечно же, Барбара Вильерс. В общественном сознании произошел сдвиг: мужчины всегда обзаводились женой - для потомства - и любовницей - для удовольствия. В эпоху Реставрации женщины внезапно оказались в ситуации, когда быть любовницей стало приятнее и едва ли не почетнее, причем выяснилось, что завоевывать мужчин можно не только с помощью красоты, но и остроумия. Это было ново для англичан, но не для французов, откуда король Карл и привез новые обычаи. К слову, португальские чаепития, внедренные его супругой, тоже способствовали женской эмансипации - теперь у дам был собственный питейный ритуал, из которого мужчины практически исключались :laugh: Возросшее уважение к женщинам иллюстрируется примером Карла и Фрэнсис Стюарт: трудно было представить французскую даму, запирающую дверь спальни перед королем. Все эти новшества и общая вседозволенность нашли свое критическое отражение в литературе. Попытка приспособить пьесу Рочестера (?) "Содом" для современного семейного чтения провалилась с треском - пришлось запикивать ведущую, которая зачернила практически весь список действующих лиц, не дойдя до самого текста. Стишок, где говорится о размерах скипетра, тоже вышел слишком откровенным для современного читателя. Усовершенствование и распространение печатного дела дало возможность как публиковать лубочные картинки с портретами королевских любовниц, так и ядовитые памфлеты, которые с огромным энтузиазмом обсуждались в лондонских кофейнях. "Игнорируя комментарии или обращая их в свою пользу, Карл победил критиков и оставался на троне почти 25 лет, до своей естественной смерти - самое долгое царствование монарха в 17 веке." Продолжение следует Несколько интересных кадров: Дорни-Корт, семейное гнездо Барбары, и портрет ее супруга, Роджера Палмера. Контраст моды 1650-х (видны только кисти рук и лицо) и 1660-х ("Такое чувство, что это платье может легко упасть с меня! - О, король был бы в восторге!"): Забавная вещица: на миниатюру накладываются прозрачные пластинки "с платьями", можно переодевать даму по своему вкусу.

Элинор Гвин: Harlots, Housewives and Heroines - A 17th Century History for Girls (2012) Вторая серия цикла начинается с рассказа о самом главном событии в тогдашней жизни женщины - вступления в брак. Яков Первый в 1604 году установил порядок совершения бракосочетания, считающегося законным - читаются оглашения, венчание непременно в церкви, службу ведет англиканский священник, молодые обмениваются кольцами Как ни странно, именно при пуританах широкое распространение получил гражданский брак, который заключался в присутствии мирового судьи и сводился к обмену брачными клятвами (даже без колец). Судья соединял руки будущих мужа и жены, объявляя брак действительным. Во времена Реставрации англиканская церковь снова обрела эксклюзивное право на совершение бракосочетания. Важным аспектом в выборе супруги был размер приданого: к счастью, не всем отцам приходилось раскошеливаться так же, как королю Португалии, отдавшему за принцессой Екатериной Танжер и Бомбей английской короне. Брачные объявления уже тогда были в ходу, и джентльмены непременно оговаривали, что невесте помимо хорошего происхождения и добродетельности следует принести мужу ту или иную сумму в приданое. Деньги требовались также, чтобы заплатить за совершение обряда и налог на брак, действующий с 1694 года, на современные деньги он составлял около 600 фунтов (тут я, правда, не поняла, каким образом такие суммы вносились людьми среднего достатка, не говоря уже о бедноте ). Сэкономить на венчании в Лондоне можно было прибегнув в к услугам "черного рынка". Во второй половине 17 века на Флит-стрит, где находилась печально известная долговая тюрьма, окруженная лавчонками и бордельчиками, функционировало 40 "брачных заведений", фактически - обычных пивных. Здесь можно было заключить "флитский брак", балансирующий на грани законности, но все-таки официально признаваемый. В церкви можно было венчаться с восьми до полудня, на Флит-стрит обряд свершался в любое время суток - ловкачи просто переводили часы. Тюрьма же была полна священниками, заключенными за долги, и молодоженам на венчании никто не задавал неудобных вопросов. Счастливые супруги получали брачное свидетельство с королевским гербом, названием таверны, своими именами и подписями свидетелей, дату на нем можно было поставить по желанию заказчиков и задним числом, если, например, требовалось узаконить ребенка. На церковном документе имелся водяной знак, однако если новобрачные могли принести лист такой бумаги, им с удовольствием оформляли на нем и "флитское" свидетельство. В 1700 году "флитские браки" составляли треть всех лондонских бракосочетаний. Нет ничего удивительного в том, что открывались широкие возможности для злоупотреблений: "брачные заведения" стали любимым местом многоженцев, а порой браки здесь совершались даже насильно, против воли невесты. "Флитское" свидетельство Развод в ту пору был вещью практически немыслимой, для него требовался специальный акт парламента. Однако для мужчины существовал шанс избавиться от неудачной жены - попросту продать ее. Подобное было незаконным и не общепринятым обычаем, однако подробно на этом доктор Уорсли не останавливается К 1690-м годам в обществе появилось нечто, невиданное ранее: большое количество незамужних женщин, в некоторых городах составлявших до половины населения. Гражданская война изрядно уменьшила количество мужчин брачного возраста, а также финансово истощила потенциальных женихов, которые теперь могли предложить невесте только минимальное обеспечение ее самой и их будущих детей. Старая дева превратилась в литературный типаж, растиражированный множеством баллад и комедий. Женщина, научившаяся зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, уже не так сильно стремилась к супружеству и позволяла себе высказывать собственные суждения. Незадолго до этого женщина, просто заговорившая не в свою очередь, подвергалась наказанию с помощью приспособления, называемого "уздечка сквернослова"- подобие железного намордника надевалось на лицо, специальная пластина придавливала язык. "Джон и Йоко эпохи Реставрации", - называют супругов Кавендиш в фильме. После первого, "классического" брака по расчету, Вильям Кавендиш, герцог Ньюкасл, пылко влюбился в леди Маргарет Лукас, которая считала, что брак должен основываться на равенстве сторон и взаимном уважении супругов. Ухаживая за Маргарет, Вильям за несколько месяцев написал 70 стихов, она отвечала ему не менее романтичными письмами. Выйдя замуж по любви, без приданого и каких-либо расчетов, герцогиня Ньюкасл еще и опубликовала книгу, где излагала свои взгляды на брак и роль женщины в обществе: "Большинство девушек желает найти мужа... но я считаю, что плохой муж - хуже, чем никакого". Поразительно, что муж поощрял ее литературные занятия (тут я вспомнила пример еще более поразительный - Мэри Бил и ее мужа Чарльза). Пьесы леди Ньюкасл, где главными героинями были самостоятельные и мудрые женщины, воспринимались публикой как скандальные, а Пипс вообще называл ее сумасшедшей. Брак Вильяма и Маргарет стал образцом, супружество по любви, с наличием общих духовных интересов стало модным. В то же время женщинами высказывались и прямо противоположные взгляды, например, Мэри Ивлин, жена знаменитого мемуариста, писала: "Женщины не рождены для чтения, всякое время, отнятое от семейных обязанностей, потрачено зря". Это была эпоха профессиональной домохозяйки. Люди в ту пору часто не умели писать, но читать были обучены - ради чтения Писания, и поэтому даже жены крестьян могли пользоваться справочниками по домоводству, где собирались полезные советы от "ведущего специалиста", Ханны Вулли. Ее перу принадлежит пять книг, которые пользовались огромным успехом. Правда, пассажи из "Руководства для женского пола" в духе: "Вы должны содержать дом в порядке и готовить ужин к приходу мужа, и если еда будет нехороша, он отправится в таверну, как поступают многие из-за ежедневного недовольства, которое испытывают дома", были написаны неким мужчиной, использовавшим популярное имя Ханны. Даме пришлось даже написать опровержение. Важной обязанностью домохозяйки была забота о здоровье членов семьи. Даже герцогиня Лаудердейл самостоятельно изготовляла лекарства и то, что мы сейчас называли бы бытовой химией, однако подобное занятие было опасно близко к ведьмовству. Только что отшумела величайшая в истории Англии охота на ведьм - только в восточной части страны было казнено 250 женщин. Хотя высшие слои общества уже воспринимали обвинения в колдовстве скептически, простолюдины все еще верили в то, что оно может нанести реальный вред. На чердаке дворца в Кью, где жила прислуга, до сих пор сохранились защитные знаки. Впервые заговорили о сексуальности женщины и ее потребности в удовольствии. Ханна Вулли, в частности, даже предлагает лекарство от бледной немочи, болезни истомившихся дев: кварта кларета, фунт винограда и пригоршня розмариновых побегов, каждое утро и вечер по три ложки, лучше сочетать с активным физическим трудом. Впрочем, существовала и книжка "Аристотелев Шедевр", где женщины могли почерпнуть информацию в духе современной "Библии секса". По мнению медиков 17 века, возможность зачатия была прямо пропорциональна удовольствию, испытанному женщиной. Родильное кресло Деторождение было окружено массой суеверий, и к квалифицированной акушерке относились с равной долей уважения и подозрения. Повитухи носили специальные красные плащи с капюшоном и могли в любое время дня и ночи невозбранно передвигаться по городу. Получая разрешение на работу, они приносили клятву местному епископу, что будут богобоязненными и добродетельными. Джейн Шарп написала первое практическое руководство для акушерок, которое стало важным событием в медицине. Сенсацией могли бы стать щипцы, изобретенные семейством врачей по фамилии Чемберлен в 1630-х годах, но они стали фамильным секретом на 100 долгих лет. Привлечение к родовспоможению мужчин-докторов привело к постепенному исчезновению старинного приспособления, родильного кресла. К концу семнадцатого века Англия все дальше удалялась от средневековья и неотвратимо приближалась к новым идеям.

Элинор Гвин: Король и вор/The King's Thief (1955) "Англия. 1670 год. Отец леди Мэри обвинен в измене королю и казнен. В этом виновен коварный канцлер короля, герцог Брэмптон, который нашел способ разбогатеть, обвиняя своих врагов в заговорах и изменах государству. После казни невинных этот человек с черной совестью нагло присваивает их благосостояние. Леди Мэри спешит в Лондон, дабы найти справедливость и в пути она встречает красавца вора Майкла Дермотта. Лихой «джентльмен удачи» нашел записную книжку черного герцога, где были записаны все каверзные схемы интриг преступника, включая и свержение самого короля Англии. Конечно же, как настоящий патриот отечества он стремится лично разобраться с мошенником и предупредить покушение на корону…" Примечание: очевидно, авторов вдохновляла история полковника Блада, почти успешно похитившего сокровища английской короны. Об уровне историчности можно судить уже по году выпуска, но как романтико-приключенческое кино - смотрится довольно симпатично.

Джон Черчилл: Children of the New Forest (1998) Мини-сериал из шести серий по мотивам классической детской книги Фредерика Мариетта, действие которой разворачивается на фоне Гражданской войны. В Нью-Форесте четверо детей Беверли, Эдвард, Алиса, Хамфри и малышка Эдит осиротели, когда их отца-роялиста убили в сражении с круглоголовыми. Вынужденные скрываться, они находят приют у старого лесничего Джейкоба Эрмитиджа, живущего в лесной чащобе. Преследуемые злобным Абелем Корбаулдом и его круглоголовой армией, дети должны выстоять и спасти Карла Стюарта, короля Англии, из лап врагов.

Карл II: Морская держава / Empire of the Seas. How the Navy Forged the Modern World (2009) Документальный минисериал от компании BBC поведает захватывающие истории о морских приключениях, политических переворотах, пиратах и легендарных исторических личностях, — таких как, Фрэнсис Дрейк, адмирал Горацио Нельсон и Самюэл Пипс, который не только увековечил свою эпоху в прославленном дневнике, но и был выдающимся деятелем английского флота. Историк Дэн Сноу рассказывает о том, как благодаря флоту, третьесортное обнищавшее государство превратилось в мировую супердержаву. Сноу путешествует по Британии, посещает Ямайку, Индию, Канаду, Китай, Мальту и США, и анализирует огромную роль флота в формировании национального характера англичан, их культуры и формы политической организации общества. Серия 1. Отдать швартовы / Heart of Oak. 1588 год стал поворотным в морской истории Англии. Победа над Армадой принесла ей славу морской державы. Именно тогда возник тот миф, который в один прекрасный день станет реальностью, что море - новая судьба страны, источник ее будущего благосостояния и мощи. Серия 2. Золотоносные воды / The Golden Ocean. Без флота Англия не могла остановить нашествие французов. Исход, казалось, был предрешён. В 1690 году никто не сомневался, что морями правит Франция, а Британия сдалась на ее милость. Поражение стало для англичан переломным моментом, у них не было иного выхода как строить новые корабли, способные противостоять величайшей державе Европы. Однако для этого были необходимы небывалые усилия всей нации. Они изменили облик страны: были проведены реформы в сельском хозяйстве, заложены основы промышленности и Англия узнала, наконец, власть денег. Серия 3. На гребне волны / High Tide. Апрельским утром 1771 года 12-летний мальчик плыл на лодке по реке Медуей мимо города Чатем, что в графстве Кент. Он намеревался вступить в гардемарины Королевского Флота. Вдоль берега на рейде стояли великолепные боевые корабли. Когда лодка поравнялась с "Викторией" - флагманом Королевского Флота, мальчик и представить не мог, что однажды их судьбы пересекутся... Через 34 года он будет стоять на квартер деке "Виктории" и вести флот в историческое Трафальгарское сражение! Серия 4. Изменчивая фортуна / Sea Change. После победы при Трафальгаре Британии-торговой, Британии-имперской были открыты все морские дороги. Новые технологии сделали британский флот неуязвимым .Корабли и моряки стали самым ярким символом нации за всю историю страны. Однако нашлись те, кто решился оспаривать господство Британии. 1914 году стране вновь пришлось доставать заржавевшее оружие. Флот, который был гордостью страны, теперь привел ее к пропасти...

Элинор Гвин: "Разделенные мечом" / By the Sword Divided (1983) Действие семейной саги разворачивается на фоне Гражданской войны, времен Протектората и начала Реставрации. Сюжет классический: история о том, как политические убеждения становятся причиной родственных раздоров. Глава семьи - сэр Мартин Лейси, роялист старой закалки, домашний тиран и самодур. У него есть сын Томас и две дочери - Анна и Люсинда. Первая, как обычно, воплощает лучшие традиции домостроя; вторая - энергичная, порой легкомысленная и дерзкая барышня. Старшую отец выдает за Джона Флетчера, подающего надежды юриста, купеческого сына, причем Анне уже 24 года. Для младшей Лейси находится графский сын, лорд Феррарс, от которого Люсинда сперва сбежала, а потом полюбила всем сердцем. Что до Томаса, то он - отважный солдат, послушный сын, любящий брат и верный подданный своего короля. Несмотря на то, что фильму уже 30 лет, смотрится он и сегодня с удовольствием, ВВС есть ВВС, и уже это гарантирует определенное качество.

Элинор Гвин: "Первые Черчилли" /The First Churchills(1969) Еще один сериал от ВВС, на этот раз посвященный жизни полководца Джона Черчилла, герцога Мальборо (в нашу эпоху - просто брата Арабеллы Черчилл) и его супруги Сары (в наше время - просто сестры Фрэнсис Белль Дженнингс). На экране мы увидим и Его Величество Карла, и леди Барбару, и милорда Йорка - действие фильма начинается в 1673 году, вскоре после знакомства главных действующих лиц. Королевское семейство: Йорк, ЕКВ, Мария Моденская с принцессами Марией и Анной Роль короля, к слову, играет актер Джеймс Гайд Вилльерс - природный джентльмен и потомок тех самых...



полная версия страницы