Форум » Королевская библиотека » Наша эпоха в кино » Ответить

Наша эпоха в кино

Джон Рочестер:

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Элинор Гвин : Худшие профессии в истории Британии/The Worst Jobs in History (2004-2007) Английский актер Тони Робинсон представляет удивительное расследование о самых непривлекательных профессиях, которые, оказывается, сыграли немалую роль в истории Британии. Программа рассказывает о влиянии тяжкого труда сотен мужчин и женщин на самых низших ступенях карьерной лестницы на многие сферы жизни страны. От римских завоеваний до правления королевы Виктории, Тони Робинсон не только выявляет наихудшую профессию каждой эпохи, но примеряет их на себя (с) Шесть серий первого сезона есть на русском языке: "Темные века", "Средневековье", "Правление династии Тюдоров", "Правление династии Стюартов", "Георгианская эпоха", "Викторианская эпоха". Во втором сезоне профессии группируются по другому принципу: "Городские", "Королевские", "Промышленные", "Морские" и "Сельскохозяйственные". Есть еще дополнительная серия - "Худшие рождественские профессии в истории". Первая профессия, о которой Тони Робинсон рассказывает в стюартовской серии, это добытчик селитры. Чтобы получить порох, приходилось перерабатывать навоз и мочу, разумеется, этим занимались только те, кто не мог подыскать себе что-нибудь другое. Дальше рассказывается о рискованном ремесле петардщика - подрывника, говоря современным языком. Главным в этой работе было умение быстро бегать, как легко догадается проницательный зритель. Мастер изготовлял петарду, наполненную четырьмя килограммами пороха, а помощнику предстояло закрепить ее на крепостных воротах и умчаться раньше, чем она взорвется, или в него попадут из вражеских мушкетов. Носильщик портшеза - работа, требующая недюжинной физической силы, причем не только для того, чтобы таскать тяжести, но и чтобы отбиваться от уличных грабителей. Пикантная работа ожидала блохолова - очищать от насекомых роскошные парики. Дезинфектор (не уверена, правда, что тогда это так и называлось) окуривал серой жилища, чтобы предотвратить распространение заразных болезней. Прямыми преемниками этих тружеников являлись чумная сиделка, мортус и могильщик - во времена Великой Чумы очень нужные и востребованные профессии. Сюда же можно присоединить ремесло живодера, истребляющего вредных животных - кошек и собак, разносящих заразу. Экзотический жабоед на поверку оказывается рекламным агентом врача-шарлатана - проглатывая ядовитую лягушку, он после принимал чудодейственное снадобье и живым примером доказывал его эффективность. Живопись, как оказывается, тоже дело нелегкое, что доказывает пример Джеймса Торнхилла, расписывавшего купол собора Святого Павла. Так, художнику только взбираться наверх приходилось 45 минут. Завершает эпизод малоаппетитная демонстрация того, как изготавливались струны для скрипок - для этой работы не мешала предварительная практика на бойне. Изложено все очень живенько, а ведущий честно попробовал на себе все, о чем повествует :)

Элинор Гвин : What The Stuarts Did For Us (2002) Научно-популярный мини-сериал, в котором ведущий Адам Харт-Дэвис исследует новшества стюартовской эры в разных сферах человеческой жизни. Что же дала Англии эта эпоха? - новую конструкцию крыш; - знаменитые кофейни; - учение Фрэнсиса Бэкона; - пожарные бригады; - общественный транспорт; - уличное освещение; - микроскоп и телескоп; - самое главное, но не последнее в списке - объединение Англии и Шотландии в единое государство. Примечание: обложка от диска-сборника двух сериалов, соответственно, о Тюдорах и о Стюартах.

Элинор Гвин: Harlots, Housewives and Heroines - A 17th Century History for Girls (2012) 22 мая канал BBC начал показ трехсерийного фильма "Куртизанки, домохозяйки и героини - История 17 века для девушек". Доктор Люси Уорсли познакомит зрителей с нравами и обычаями Реставрации, выдающимися женщинами той эпохи и сама попробует вжиться в образ женщины семнадцатого века.


Элинор Гвин: Harlots, Housewives and Heroines - A 17th Century History for Girls (2012) Первая серия, посвященная придворным дамам, показалась мне не слишком содержательной, суть всего, в ней показанного, сводилась к следующему: в эпоху Реставрации женщины получили шанс сделать карьеру, разделив постель с королем. В отличие от предыдущих эпох, теперь эти интимные связи не только не скрывались, но и открыто оплачивались от государственной казны. Женская чувственность становилась предметом демонстрации и восхищения, мода на откровенные наряды и косметику резко контрастировала с суровыми нравами пуританской эпохи. Любовницы короля влияли на политику и общественное мнение, становились герцогинями и обретали значительные состояния. Самым ярким примером является, конечно же, Барбара Вильерс. В общественном сознании произошел сдвиг: мужчины всегда обзаводились женой - для потомства - и любовницей - для удовольствия. В эпоху Реставрации женщины внезапно оказались в ситуации, когда быть любовницей стало приятнее и едва ли не почетнее, причем выяснилось, что завоевывать мужчин можно не только с помощью красоты, но и остроумия. Это было ново для англичан, но не для французов, откуда король Карл и привез новые обычаи. К слову, португальские чаепития, внедренные его супругой, тоже способствовали женской эмансипации - теперь у дам был собственный питейный ритуал, из которого мужчины практически исключались :laugh: Возросшее уважение к женщинам иллюстрируется примером Карла и Фрэнсис Стюарт: трудно было представить французскую даму, запирающую дверь спальни перед королем. Все эти новшества и общая вседозволенность нашли свое критическое отражение в литературе. Попытка приспособить пьесу Рочестера (?) "Содом" для современного семейного чтения провалилась с треском - пришлось запикивать ведущую, которая зачернила практически весь список действующих лиц, не дойдя до самого текста. Стишок, где говорится о размерах скипетра, тоже вышел слишком откровенным для современного читателя. Усовершенствование и распространение печатного дела дало возможность как публиковать лубочные картинки с портретами королевских любовниц, так и ядовитые памфлеты, которые с огромным энтузиазмом обсуждались в лондонских кофейнях. "Игнорируя комментарии или обращая их в свою пользу, Карл победил критиков и оставался на троне почти 25 лет, до своей естественной смерти - самое долгое царствование монарха в 17 веке." Продолжение следует Несколько интересных кадров: Дорни-Корт, семейное гнездо Барбары, и портрет ее супруга, Роджера Палмера. Контраст моды 1650-х (видны только кисти рук и лицо) и 1660-х ("Такое чувство, что это платье может легко упасть с меня! - О, король был бы в восторге!"): Забавная вещица: на миниатюру накладываются прозрачные пластинки "с платьями", можно переодевать даму по своему вкусу.

Элинор Гвин: Harlots, Housewives and Heroines - A 17th Century History for Girls (2012) Вторая серия цикла начинается с рассказа о самом главном событии в тогдашней жизни женщины - вступления в брак. Яков Первый в 1604 году установил порядок совершения бракосочетания, считающегося законным - читаются оглашения, венчание непременно в церкви, службу ведет англиканский священник, молодые обмениваются кольцами Как ни странно, именно при пуританах широкое распространение получил гражданский брак, который заключался в присутствии мирового судьи и сводился к обмену брачными клятвами (даже без колец). Судья соединял руки будущих мужа и жены, объявляя брак действительным. Во времена Реставрации англиканская церковь снова обрела эксклюзивное право на совершение бракосочетания. Важным аспектом в выборе супруги был размер приданого: к счастью, не всем отцам приходилось раскошеливаться так же, как королю Португалии, отдавшему за принцессой Екатериной Танжер и Бомбей английской короне. Брачные объявления уже тогда были в ходу, и джентльмены непременно оговаривали, что невесте помимо хорошего происхождения и добродетельности следует принести мужу ту или иную сумму в приданое. Деньги требовались также, чтобы заплатить за совершение обряда и налог на брак, действующий с 1694 года, на современные деньги он составлял около 600 фунтов (тут я, правда, не поняла, каким образом такие суммы вносились людьми среднего достатка, не говоря уже о бедноте ). Сэкономить на венчании в Лондоне можно было прибегнув в к услугам "черного рынка". Во второй половине 17 века на Флит-стрит, где находилась печально известная долговая тюрьма, окруженная лавчонками и бордельчиками, функционировало 40 "брачных заведений", фактически - обычных пивных. Здесь можно было заключить "флитский брак", балансирующий на грани законности, но все-таки официально признаваемый. В церкви можно было венчаться с восьми до полудня, на Флит-стрит обряд свершался в любое время суток - ловкачи просто переводили часы. Тюрьма же была полна священниками, заключенными за долги, и молодоженам на венчании никто не задавал неудобных вопросов. Счастливые супруги получали брачное свидетельство с королевским гербом, названием таверны, своими именами и подписями свидетелей, дату на нем можно было поставить по желанию заказчиков и задним числом, если, например, требовалось узаконить ребенка. На церковном документе имелся водяной знак, однако если новобрачные могли принести лист такой бумаги, им с удовольствием оформляли на нем и "флитское" свидетельство. В 1700 году "флитские браки" составляли треть всех лондонских бракосочетаний. Нет ничего удивительного в том, что открывались широкие возможности для злоупотреблений: "брачные заведения" стали любимым местом многоженцев, а порой браки здесь совершались даже насильно, против воли невесты. "Флитское" свидетельство Развод в ту пору был вещью практически немыслимой, для него требовался специальный акт парламента. Однако для мужчины существовал шанс избавиться от неудачной жены - попросту продать ее. Подобное было незаконным и не общепринятым обычаем, однако подробно на этом доктор Уорсли не останавливается К 1690-м годам в обществе появилось нечто, невиданное ранее: большое количество незамужних женщин, в некоторых городах составлявших до половины населения. Гражданская война изрядно уменьшила количество мужчин брачного возраста, а также финансово истощила потенциальных женихов, которые теперь могли предложить невесте только минимальное обеспечение ее самой и их будущих детей. Старая дева превратилась в литературный типаж, растиражированный множеством баллад и комедий. Женщина, научившаяся зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, уже не так сильно стремилась к супружеству и позволяла себе высказывать собственные суждения. Незадолго до этого женщина, просто заговорившая не в свою очередь, подвергалась наказанию с помощью приспособления, называемого "уздечка сквернослова"- подобие железного намордника надевалось на лицо, специальная пластина придавливала язык. "Джон и Йоко эпохи Реставрации", - называют супругов Кавендиш в фильме. После первого, "классического" брака по расчету, Вильям Кавендиш, герцог Ньюкасл, пылко влюбился в леди Маргарет Лукас, которая считала, что брак должен основываться на равенстве сторон и взаимном уважении супругов. Ухаживая за Маргарет, Вильям за несколько месяцев написал 70 стихов, она отвечала ему не менее романтичными письмами. Выйдя замуж по любви, без приданого и каких-либо расчетов, герцогиня Ньюкасл еще и опубликовала книгу, где излагала свои взгляды на брак и роль женщины в обществе: "Большинство девушек желает найти мужа... но я считаю, что плохой муж - хуже, чем никакого". Поразительно, что муж поощрял ее литературные занятия (тут я вспомнила пример еще более поразительный - Мэри Бил и ее мужа Чарльза). Пьесы леди Ньюкасл, где главными героинями были самостоятельные и мудрые женщины, воспринимались публикой как скандальные, а Пипс вообще называл ее сумасшедшей. Брак Вильяма и Маргарет стал образцом, супружество по любви, с наличием общих духовных интересов стало модным. В то же время женщинами высказывались и прямо противоположные взгляды, например, Мэри Ивлин, жена знаменитого мемуариста, писала: "Женщины не рождены для чтения, всякое время, отнятое от семейных обязанностей, потрачено зря". Это была эпоха профессиональной домохозяйки. Люди в ту пору часто не умели писать, но читать были обучены - ради чтения Писания, и поэтому даже жены крестьян могли пользоваться справочниками по домоводству, где собирались полезные советы от "ведущего специалиста", Ханны Вулли. Ее перу принадлежит пять книг, которые пользовались огромным успехом. Правда, пассажи из "Руководства для женского пола" в духе: "Вы должны содержать дом в порядке и готовить ужин к приходу мужа, и если еда будет нехороша, он отправится в таверну, как поступают многие из-за ежедневного недовольства, которое испытывают дома", были написаны неким мужчиной, использовавшим популярное имя Ханны. Даме пришлось даже написать опровержение. Важной обязанностью домохозяйки была забота о здоровье членов семьи. Даже герцогиня Лаудердейл самостоятельно изготовляла лекарства и то, что мы сейчас называли бы бытовой химией, однако подобное занятие было опасно близко к ведьмовству. Только что отшумела величайшая в истории Англии охота на ведьм - только в восточной части страны было казнено 250 женщин. Хотя высшие слои общества уже воспринимали обвинения в колдовстве скептически, простолюдины все еще верили в то, что оно может нанести реальный вред. На чердаке дворца в Кью, где жила прислуга, до сих пор сохранились защитные знаки. Впервые заговорили о сексуальности женщины и ее потребности в удовольствии. Ханна Вулли, в частности, даже предлагает лекарство от бледной немочи, болезни истомившихся дев: кварта кларета, фунт винограда и пригоршня розмариновых побегов, каждое утро и вечер по три ложки, лучше сочетать с активным физическим трудом. Впрочем, существовала и книжка "Аристотелев Шедевр", где женщины могли почерпнуть информацию в духе современной "Библии секса". По мнению медиков 17 века, возможность зачатия была прямо пропорциональна удовольствию, испытанному женщиной. Родильное кресло Деторождение было окружено массой суеверий, и к квалифицированной акушерке относились с равной долей уважения и подозрения. Повитухи носили специальные красные плащи с капюшоном и могли в любое время дня и ночи невозбранно передвигаться по городу. Получая разрешение на работу, они приносили клятву местному епископу, что будут богобоязненными и добродетельными. Джейн Шарп написала первое практическое руководство для акушерок, которое стало важным событием в медицине. Сенсацией могли бы стать щипцы, изобретенные семейством врачей по фамилии Чемберлен в 1630-х годах, но они стали фамильным секретом на 100 долгих лет. Привлечение к родовспоможению мужчин-докторов привело к постепенному исчезновению старинного приспособления, родильного кресла. К концу семнадцатого века Англия все дальше удалялась от средневековья и неотвратимо приближалась к новым идеям.

Элинор Гвин: Король и вор/The King's Thief (1955) "Англия. 1670 год. Отец леди Мэри обвинен в измене королю и казнен. В этом виновен коварный канцлер короля, герцог Брэмптон, который нашел способ разбогатеть, обвиняя своих врагов в заговорах и изменах государству. После казни невинных этот человек с черной совестью нагло присваивает их благосостояние. Леди Мэри спешит в Лондон, дабы найти справедливость и в пути она встречает красавца вора Майкла Дермотта. Лихой «джентльмен удачи» нашел записную книжку черного герцога, где были записаны все каверзные схемы интриг преступника, включая и свержение самого короля Англии. Конечно же, как настоящий патриот отечества он стремится лично разобраться с мошенником и предупредить покушение на корону…" Примечание: очевидно, авторов вдохновляла история полковника Блада, почти успешно похитившего сокровища английской короны. Об уровне историчности можно судить уже по году выпуска, но как романтико-приключенческое кино - смотрится довольно симпатично.

Джон Черчилл: Children of the New Forest (1998) Мини-сериал из шести серий по мотивам классической детской книги Фредерика Мариетта, действие которой разворачивается на фоне Гражданской войны. В Нью-Форесте четверо детей Беверли, Эдвард, Алиса, Хамфри и малышка Эдит осиротели, когда их отца-роялиста убили в сражении с круглоголовыми. Вынужденные скрываться, они находят приют у старого лесничего Джейкоба Эрмитиджа, живущего в лесной чащобе. Преследуемые злобным Абелем Корбаулдом и его круглоголовой армией, дети должны выстоять и спасти Карла Стюарта, короля Англии, из лап врагов.

Карл II: Морская держава / Empire of the Seas. How the Navy Forged the Modern World (2009) Документальный минисериал от компании BBC поведает захватывающие истории о морских приключениях, политических переворотах, пиратах и легендарных исторических личностях, — таких как, Фрэнсис Дрейк, адмирал Горацио Нельсон и Самюэл Пипс, который не только увековечил свою эпоху в прославленном дневнике, но и был выдающимся деятелем английского флота. Историк Дэн Сноу рассказывает о том, как благодаря флоту, третьесортное обнищавшее государство превратилось в мировую супердержаву. Сноу путешествует по Британии, посещает Ямайку, Индию, Канаду, Китай, Мальту и США, и анализирует огромную роль флота в формировании национального характера англичан, их культуры и формы политической организации общества. Серия 1. Отдать швартовы / Heart of Oak. 1588 год стал поворотным в морской истории Англии. Победа над Армадой принесла ей славу морской державы. Именно тогда возник тот миф, который в один прекрасный день станет реальностью, что море - новая судьба страны, источник ее будущего благосостояния и мощи. Серия 2. Золотоносные воды / The Golden Ocean. Без флота Англия не могла остановить нашествие французов. Исход, казалось, был предрешён. В 1690 году никто не сомневался, что морями правит Франция, а Британия сдалась на ее милость. Поражение стало для англичан переломным моментом, у них не было иного выхода как строить новые корабли, способные противостоять величайшей державе Европы. Однако для этого были необходимы небывалые усилия всей нации. Они изменили облик страны: были проведены реформы в сельском хозяйстве, заложены основы промышленности и Англия узнала, наконец, власть денег. Серия 3. На гребне волны / High Tide. Апрельским утром 1771 года 12-летний мальчик плыл на лодке по реке Медуей мимо города Чатем, что в графстве Кент. Он намеревался вступить в гардемарины Королевского Флота. Вдоль берега на рейде стояли великолепные боевые корабли. Когда лодка поравнялась с "Викторией" - флагманом Королевского Флота, мальчик и представить не мог, что однажды их судьбы пересекутся... Через 34 года он будет стоять на квартер деке "Виктории" и вести флот в историческое Трафальгарское сражение! Серия 4. Изменчивая фортуна / Sea Change. После победы при Трафальгаре Британии-торговой, Британии-имперской были открыты все морские дороги. Новые технологии сделали британский флот неуязвимым .Корабли и моряки стали самым ярким символом нации за всю историю страны. Однако нашлись те, кто решился оспаривать господство Британии. 1914 году стране вновь пришлось доставать заржавевшее оружие. Флот, который был гордостью страны, теперь привел ее к пропасти...

Элинор Гвин: "Разделенные мечом" / By the Sword Divided (1983) Действие семейной саги разворачивается на фоне Гражданской войны, времен Протектората и начала Реставрации. Сюжет классический: история о том, как политические убеждения становятся причиной родственных раздоров. Глава семьи - сэр Мартин Лейси, роялист старой закалки, домашний тиран и самодур. У него есть сын Томас и две дочери - Анна и Люсинда. Первая, как обычно, воплощает лучшие традиции домостроя; вторая - энергичная, порой легкомысленная и дерзкая барышня. Старшую отец выдает за Джона Флетчера, подающего надежды юриста, купеческого сына, причем Анне уже 24 года. Для младшей Лейси находится графский сын, лорд Феррарс, от которого Люсинда сперва сбежала, а потом полюбила всем сердцем. Что до Томаса, то он - отважный солдат, послушный сын, любящий брат и верный подданный своего короля. Несмотря на то, что фильму уже 30 лет, смотрится он и сегодня с удовольствием, ВВС есть ВВС, и уже это гарантирует определенное качество.

Элинор Гвин: "Первые Черчилли" /The First Churchills(1969) Еще один сериал от ВВС, на этот раз посвященный жизни полководца Джона Черчилла, герцога Мальборо (в нашу эпоху - просто брата Арабеллы Черчилл) и его супруги Сары (в наше время - просто сестры Фрэнсис Белль Дженнингс). На экране мы увидим и Его Величество Карла, и леди Барбару, и милорда Йорка - действие фильма начинается в 1673 году, вскоре после знакомства главных действующих лиц. Королевское семейство: Йорк, ЕКВ, Мария Моденская с принцессами Марией и Анной Роль короля, к слову, играет актер Джеймс Гайд Вилльерс - природный джентльмен и потомок тех самых...



полная версия страницы